Двигатель KIA/Hyundai J3
Содержание
Устройство двигателя
В конце 1990-х годов на корейских фабриках началось производство 2,9-литрового дизельного агрегата, который получил маркировку J3. Это был типичный мотор, построенный на основе чугунного блока и алюминиевой ГБЦ. Архитектуру двигателя можно считать квадратной — использован коленвал с рабочим ходом 98 мм, диаметр поршня равен 97,1 мм. Моторы такой конструкции обладают оптимальным соотношением тяги и расхода топлива.
J3 — тяжелый и очень надежный агрегат. Моторы устанавливались на грузовички Kia Bongo.
Алюминиевая головка блока цилиндров
построена по системе DOHC — имеет 2 распределительных вала и 16 клапанов.
Конструкцией предусмотрены гидрокомпенсаторы, регулировка клапанов не
требуется. Никаких систем изменения фаз газораспределения не предусмотрено.
Привод ГРМ осуществляется с помощью ремня.
Дизельный агрегат гнет клапана при обрыве зубчатого элемента. Дизель оснащен
системой питания Common Rail Delphi, это полностью электронный впрыск
дизельного топлива, работающий под огромным давлением в 2500 бар.
Мощностные характеристики агрегата нельзя назвать высокими. Атмосферная версия развивает всего 126 лошадиных сил — такой мощности очень мало для передвижения даже пустых грузовиков, что уж говорить про груженые машины. Именно поэтому появилась турбированная версия. Мотор оснащен компрессором RHF5 2B. Установка турбонаддува позволила поднять мощность до 185 л.с., а крутящий момент до 350 Hm.
Топливная система Common Rail Delphi очень привередлива к качеству топлива, а ее элементы имеют очень маленький ресурс — всего 150 тысяч километров.
В целом агрегат получился достаточно надежный. Но он «придирчив» к качеству топлива и фильтрующих элементов. Кроме того, атмосферные установки откровенно слабоваты. Система подачи топлива Common Rail Delphi не заслужила хорошую репутацию у автовладельцев по нескольким причинам:
- непригодность к ремонту;
- низкий ресурс дизельных форсунок;
- оригинальные запчасти CR Delphi достаточно дорогие;
- при больших пробегах топливный насос высокого давления начинает гнать стружку;
- не переносит конденсат в топливном баке, также нельзя заливать никакие присадки в дизельное топливо;
Если отвлечься от сложного обслуживания топливной системы, то силовой агрегат можно назвать «беспроблемным», даже турбо моторы выдерживают до 500 тысяч километров при правильном уходе.
Особенности силового агрегата J3 представлены ниже:
- чугунный блок делает двигатель достаточно увесистым;
- топливная система Common Rail Delphi;
- 16-клапанная алюминиевая ГБЦ;
- наличие гидрокомпенсаторов;
- 2 версии — «турбо» и «атмо»;
- ременной привод ГРМ.
Регламент обслуживания J3
Производитель заложил огромный ресурс в силовой агрегат, но чтобы сохранить его, требуется систематично выполнять техническое обслуживание, а также использовать качественные запчасти и расходники. При хорошем обращении двигатель способен пройти до 500 тысяч километров. Так как мотор оснащен системой Common Rail Delphi, требуется использовать высококлассные топливные фильтры, а также соблюдать регламент их замены.
Важнейшим расходником для любого двигателя является моторное масло. Для двигателя J3 качество смазки довольно важно, поскольку гидрокомпенсаторы очень прихотливы к лубриканту. К подбору масла следует отнестись с умом. Производитель рекомендует масла вязкости 5w-30, 5w-40, 10w-40 на синтетической или полусинтетической основе.
Ниже представлен подробный регламент обслуживания:
- Каждые 100 тысяч километров требуется замена ремня ГРМ, а также всех натяжителей и обводных роликов. Если пренебречь этим правилом, то ремень может перескочить или порваться. Двигатель J3 гнет клапана. При повреждении механизма ГРМ клапана встретятся с поршнем, и тогда мотору поможет только капитальный ремонт. Замена ремня газораспределительного механизма должна производится согласно регламенту.
- Полная замена охлаждающей жидкости требуется после 5 лет эксплуатации автомобиля. Помпа требует внимания чаще — каждые 50 тысяч километров рекомендуется ее менять, для собственного спокойствия. Также раз в полгода следует осматривать систему охлаждения на предмет подтеков, это поможет сохранить ее исправной.
- Каждые 150 тысяч километров требуется производить дефектовку дизельной системы питания. Производитель Common Rail Delphi заявляет, что ресурс форсунок составляет 150 тыс.км. После дефектовки требуется заменить изношенные элементы. Пренебрежение этим правилом приведет к повышенному расходу топлива, а также некорректной работе двигателя.
- Раз в год требуется проверять состояние приводных ремней навесного оборудования. Если есть трещины или полезли нитки, требуется незамедлительно заменить такой элемент. В среднем их ресурс около 200 тысяч километров, следует понимать, что попадание ГСМ на ремни сократит их ресурс в разы. Схема ремней навесного оборудования достаточно проста, любой из них можно заменить самостоятельно.
- Фильтрующие элементы следует менять раз в 30 тыс.км. Выбор топливного фильтра требует особого внимания, лучше использовать самый качественный фильтр, поскольку Common Rail Delphi очень требовательна к качеству топлива и фильтра.
- Замену масла рекомендуется производить каждые 10000 км.
Обзор неисправностей
Двигатель J3 имеет совершенно типичные для моторов данного типа «болезни»:
Стук внутри ДВС | 1) Изношены пальцы поршней. 2) Эллипсность гильз. 3) Неисправность гидрокомпенсаторов. 4) Провернуло вкладыши. | 1) Требуется капитальный ремонт двигателя. 2) Требуется капремонт с расточкой ЦПГ под ремонтные размеры. 3) Разбор ГБЦ, промывка или замена гидротолкателей, также при возникновении такой неисправности рекомендуется сменить производителя масла. 4) Требуется капитальный ремонт силового агрегата, либо проточить коленвал и установить вкладыши ремонтного размера. |
Повышение расхода масла | 1) Износ маслосъемных колец, а также возможна выработка ЦПГ. 2) Задубели маслоотражательные колпачки. 3) Выработка эллипса в гильзах. | 1) Проверить, возможно ли, заменить только поршневые кольца. Если возможно, то все просто — новые кольца решат проблему. В худшем случае поможет капремонт двигателя. 2) Дефектовка ГБЦ, проверка или замена направляющих клапанов, замена маслосъемных колпачков. 3) Капитальный ремонт двигателя с расточкой ЦПГ под ремонтные размеры. |
Мотор заводится и глохнет | Проблемы с Common Rail Delphi, неисправность ЭБУ, забитые фильтрующие элементы, неисправность сигнализации. | Полная диагностика двигателя и всех его систем. Ремонт возникшей неисправности. Замена фильтрующих элементов. |
Плавающие обороты | 1) Неисправность системы питания Common Rail Delphi. 2)Подсос воздуха. 3) Забитые фильтрующие элементы. 4)Глюк электронного блока управления. | 1) Дефектовка и ремонт системы питания. 2) Поиск и устранение подсосов воздуха. 3) Замена фильтрующих элементов. 4) Обнуление ЭБУ путем снятия клеммы с АКБ на 10 минут. |
Повышенная вибрация | 1) Проблемы с топливной системой, подсос воздуха. 2) Разница в компрессии между цилиндрами более 3 атмосфер. | 1) Устранение подсоса воздуха, диагностика и ремонт топливной системы. 2) Диагностика состояния мотора, измерение компрессии, в худшем случае капремонт двигателя. |
Кроме того, на турбированных версиях одной из характерных проблем является износ турбины. Возникает это в основном из-за двух причин — износ или попадание пыли в турбину. В любом случае начинается заброс масла во впуск. Это может вызвать разнос двигателя. Именно поэтому требуется следить за состоянием турбины и вовремя ее обслуживать.
Турбина нередко доставляет проблемы владельцам моторов J3.
В целом агрегат достаточно надежен. Конструкция его проста, поэтому любые технические работы с данным мотором может выполнить обычный автомобилист. Капремонт также можно выполнить своими руками.
Варианты тюнинга мотора J3
Тюнингом данного агрегата никто не занимается. Мотор предназначен не для спортивных машин, а для коммерческого транспорта. Да, можно повысить мощность, сделав портинг ГБЦ или подняв давление турбины. Но не стоит забывать, что дизельный агрегат создавался для эксплуатации в тяжелых условиях. Его главная задача — быть надежным, и с ней он прекрасно справляется. Тюнинг силовой установки не принесет огромных результатов, напротив, он очень плачевно скажется на ресурсе.
Список моделей авто, в которые устанавливался
Hyundai Terracan
Россия
Hyundai Terracan
(09.2004 — 12.2007)
рестайлинг, suv, 1 поколение, HP
Южная Корея
Hyundai Terracan
(02.2001 — 06.2004)
suv, 1 поколение, HP
Kia Bongo
Россия
Kia Bongo
(01.2009 — 01.2012)
грузовик, 4 поколение, PU
Южная Корея
Kia Bongo
(01.2004 — 01.2012)
грузовик, 4 поколение, PU
Kia Bongo
(01.2004 — 05.2005)
рестайлинг, минивэн, 3 поколение, CT
Перечень модификаций
Модификаций было всего 2: «атмосферная» и «турбированная»:
- Атмосферная версия оснащена прямым впрыском топлива, 16-клапанной ГБЦ и ременным приводом ГРМ. Развивает 123 лошадиные силы и 260Hm крутящего момента. Выпуск двигателя продолжался достаточно долгое время
- Турбированная версия оснащена нагнетателем RHF5 2B. Турбонаддув позволил существенно поднять мощностные показатели — двигатель теперь развивает 163 лошадиные силы, а его крутящий момент равен 345 Hm. Установка нагнетателя позволила снизить расход топлива до 10 литров в смешанном режиме. Мотор оснащен системой питания Common Rail Delphi.
Турбированная версия мотора оснащена интеркулером и системой непосредственного
впрыска топлива.
Двигатель J3 атмосферный: технические характеристики
Объем двигателя, куб.см | 2902 |
Максимальная мощность, л.с. | 123 |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. | 260 (27) / 3500 |
Используемое топливо | Дизельное топливо |
Расход топлива, л/100 км | 9.9 — 12 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый |
Доп. информация о двигателе | прямой впрыск топлива |
Диаметр цилиндра, мм | 97.1 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 123 (90) / 3800 |
Нагнетатель | Нет |
Степень сжатия | 19 |
Ход поршня, мм | 98 |
Двигатель J3 турбо: технические характеристики
Объем двигателя, куб.см | 2902 |
Максимальная мощность, л.с. | 145 — 163 |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. |
333 (34) / 2000 345 (35) / 1750 |
Используемое топливо | Дизельное топливо |
Расход топлива, л/100 км | 8.9 — 10.1 |
Тип двигателя | L4, Common Rail |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. |
145 (107) / 3800 150 (110) / 3800 163 (120) / 3800 |
Нагнетатель | Турбина |