Двигатель Mazda R2 2,2 л/64 л. с.

Дизельный атмосферный форкамерный двигатель R2 создавался для привода тяжелых авто. Годом позже на его основе разработан турбированный вариант RF, отличающийся длиной поршня, объемом, ТНВД и расположением некоторого навесного оборудования.

ДВС R2
ДВС R2

Технические характеристики Mazda R2 2,2 л/64 л. с.

Специально для грузовиков в середине 80-х конструкторами Mazda были разработаны два мотора – атмосферник R2 и турбированный RF объемом 2,2 л и 2,0 л, соответственно. При одинаковом ходе поршня и диаметре цилиндра атмосферный ДВС R2 получил более короткий поршень для увеличения объема. А в двигателе RF за счет турбины увеличился крутящий момент – 225 Нм вместо 140 Нм, и мощность – 72 л. с. вместо 64 л. с.

Турбо мотор RF-T
Турбо мотор RF-T

В это же время Mazda по лицензии производителя Perkins выпускала еще и ДВС S2 для установки на Ford Ecoovan 2200, Kia Ceres, Mazda Cosmo, Luce и 929 модель. При этом схема двигателя имела два существенных отличия – шестеренчатый привод распредвала и чугунная ГБЦ.

Модификация ДВС S2
Модификация ДВС S2

С учетом вышесказанного технические характеристики движка R2 имеют вид:

ИзготовительMazda
Марка ДВСR2
Годы производства1983 – 2002
Объем2184 см3 (2,2 л)
Мощность47,1 кВт (64 л. с.)
Момент крутящий140 Нм (на 2000 об/мин)
Вес117 кг
Степень сжатия22,9
ПитаниеТНВД
Тип моторарядный дизель
Зажиганиекоммутаторное, бесконтактное
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндраТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре2
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Впускной коллекторпластиковый
Выпускной коллектордюралевый сборный/литой чугунный
Распредвалоригинальный профиль кулачков
Материал блока цилиндровчугун
Диаметр цилиндра86 мм
Поршнидюралевые со стальными вставками
Коленвал5 опор, 8 противовесов
Ход поршня94 мм
ГорючееАИ-95
Нормативы экологииЕвро-3
Расход топливатрасса – 8 л/100 км

смешанный цикл 11 л/100 км

город – 12 л/100 км

Расход масламаксимум 0,7 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости5W30, 10W30, 20W20
Какое масло лучше для двигателя по производителюLiqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для R2 по составузимой синтетика, летом полусинтетика
Объем масла моторного7,1 л
Температура рабочая95°
Ресурс ДВСзаявленный 200000 км

реальный 300000 км

Регулировка клапановгайки, шайбы
Система охлажденияпринудительная, антифриз
Объем ОЖ13 л
Помпас пластиковой крыльчаткой
Свечи на R2BCPR6ES от NGK
Зазор свечи1,1 мм
Ремень ГРМдо 1987 года отдельный, затем общий с ТНД
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрHengst, Nitto, WIX, Knecht, Fram
Масляный фильтрс обратным клапаном
Маховик8 крепежных отверстий
Болты крепления маховикаМ12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачкипроизводитель Goetze, впускные светлые

выпускные темные

Компрессияот 30 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 3 бара
Обороты ХХ750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 31 – 39 Нм

маховик – 42 – 67 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 70 Нм (коренной) и 50 (шатунный)

головка цилиндров – 20 Нм, 74 Нм + 90° + 90°

Для движков одинаковой конструкции R2 и EF, и еще двух модификаций WL и WL-T создан общий мануал по ремонту и обслуживанию, поэтому капремонт можно успешно произвести даже своими руками. Зато форсировка односторонняя – на R2 можно установить турбину от RF, чтобы увеличить мощность, а обратную операцию по понятным причинам, выполнить не удастся — мотор уже турбированный, нужно использовать другие методы апгрейда.

Мотор в сборе с коробкой
Мотор в сборе с коробкой

Особенности конструкции

Заложена изготовителем в дизельный двигатель R2 следующая конструкция:

  • рядное расположение 4 цилиндров по схеме L;
  • единственный верхний распредвал по схеме OCH;
  • по одному впускному и выпускному клапану на цилиндр;
  • чугунный блок, алюминиевая ГБЦ, пластиковый впускной коллектор, чугунный выпускной тракт;
  • форкамерный впрыск (вначале в предкамеру для воспламенения);
  • ТНВД механического типа, затем электронного;
  • коленвал с 8 противовесами, каналами смазки;
  • алюминиевые коренные вкладыши;
  • блок цилиндров безгильзовый с крестообразными каналами для масла.
Выпускной коллектор
Выпускной коллектор
ТНВД
ТНВД

Важной особенностью является конструкция поршней – литые вставки предотвращают температурное расширение дюрали, зазор между поверхностями цилиндра и поршня уменьшен. Для улучшения параметров газораспределения вал оснащен динамическим демпфером.

Опора и крышка ГБЦ алюминиевые, модернизация в сравнении с предыдущими версиями дизеля заключается в размещении датчика ДПРВ под крышкой. Частично навесное оборудование приводится в действие ремнем ГРМ. Принудительная система охлаждения стандартная – малый и большой круг с термостатом и вентилятором.

Производитель рекомендует использовать пошаговое описание операций из мануала, чтобы произвести капитальный ремонт собственными силами.

Перечень модификаций ДВС

Конструкторским бюро производителя одновременно разрабатывались два мотора на единой базе, поэтому модель RF считается турбированной версией атмосферника R2. За исключением поршневой группы все детали и навесное оборудование было практически идентичным.

После того, как руководство завода увеличило ассортимент машин и объемы производства, появились нюансы:

  • головка ГБЦ от RF стала универсальной, применялась еще и для комплектации моторов R2;
  • прокладка ГБЦ стала трехслойной, пакетной, универсальной, она подходит к RF, а для установки на R2 пользователь сам пробивает отверстия под каналы охлаждения.
Моторы одной серии R2 и RF
Моторы одной серии R2 и RF

Кроме того, в линейку дизелей для грузовиков, джипов и минивэнов добавился контрактный мотор S2. В нем использована высокопрочная чугунная головка, которой не страшен перегрев, и зубчатая передача распредвала механизма ГРМ.

Плюсы и минусы

Слабым местом ДВС R2 является головка блока цилиндров – из-за перегрева внутри нее мгновенно раскрываются трещины. Диагностируется этот дефект очень сложно, поэтому различать его следует по симптомам:

  • автомобиль нормально набирает скорость;
  • в этот момент движок начинает интенсивно нагреваться.

В большинстве регионов ГБЦ являются дефицитом, из-за особенностей компоновки навесного и ходовой моторы R2 часто комплектуются головками и поддонами от RF-T. Следующим минусом является очень сложный тюнинг собственными силами.

Старая пакетная прокладка
Старая пакетная прокладка

Достоинства заключаются в улучшенной конструкции ГБЦ, оригинальной конструкции поршней и всей ШПГ группы. Двигатель R2 считается удобным вариантом для рабочего грузовика и минивэна. На малых оборотах он показывает нормальную тяговитость, для гонок не предназначен изначально.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Служил атмосферный мотор R2 силовым приводом для следующих автомобилей:

  • Mazda – 323, Familia, Capella, Bongo, Cronos, Proceed, B2500, 6, MPV и B2200;
  • Ford – Econovan, J80, Spectron и Ranger;
  • Kia: Wide Bongo и Sportage;
  • Suzuki: Escudo и Grand Vitara;
  • Mitsubishi Delica;
  • Nissan Vanette;
  • Asia Rocsta.

Характеристики двигателя морально устарели после появления в 1999 году новых версий силовых приводов. Кроме того, атмосферник R2 изначально уступал по некоторым характеристикам своей турбированной модификации RF-T, созданной годом позже.

Регламент обслуживания Mazda R2 2,2 л/64 л. с.

Заявленный производителем ресурс 200 тысяч пробега двигатель R2 получает только при соблюдении режимов техобслуживания:

  • 10 000 км – масло и фильтр под замену;
  • 20 000 км – протяжка крепежа впускного коллектора, замена топливного и воздушного фильтра;
  • 30 000 км – регулировка клапанных зазоров;
  • 40 000 км – протяжка болтов ГБЦ;
  • 80 000 км – ремень ГРМ/ТНВД.
Ремонт мотора R2
Ремонт мотора R2

Форсунки следует менять ежегодно, АКБ и топливных шлангов, антифриза хватает на два года, а ремней навесного оборудования на 2,5 года. Раз в 4 года нужно обновлять рециркуляционную систему отработанных газов. Изначально устройство ДВС не обеспечивает должную безопасность клапанов и ГБЦ в целом, поэтому нельзя допускать обрыв ремня ГРМ.

В сложных условиях периодичность ТО повышается, а относятся к ним следующие факторы:

  • зимние поездки на расстояния меньше 10 км;
  • пробки или бездорожье;
  • высокая запыленность воздуха (грунтовка).

Летом допускается вязкость моторного масла 30 при температуре 0 – +35 градусов, зимой 5W20 для диапазона -40 – -20 градусов. В регионах с температурой -10 – +20 подходит смазка 20W20, а Сибири с климатом -30 – +25 заливают масло 10W30.

Проверка натяжения ремней
Проверка натяжения ремней

Прогиб нового ремня генератора составляет 8 – 9 мм, б/у – 12 мм (Киа) или 15 мм (Мазда). Для гидроусилителя эти значения составляют 10 мм и 13 мм, компрессора кондиционера 5 мм и 6 мм.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

Основной неприятностью для пользователя остается тот факт, что мотор R2 в случает привода ГРМ и ТНВД (ремень здесь общий) поршнями гнет клапана в 100% случаев. Другими «болезнями» ДВС остаются:

Не заводится1)выработка свечей

2)не работают форсунки

3)поломка насоса ТНВД

1)замена свечей

2)прочистка, замена

3)ремонт или замена

Дым черного цвета1)низкая компрессия

2)поломка пружины форсунки

3)заклинивание в распылителе иглы

1)замена колец

2)замена пружины

3)прочистка каналов

Работа не стабильная1)воздушная пробка в системе подачи

2)износ ШПГ

1)прокачка системы

2)замена шатунов, поршней, вкладышей

Сторонние звукиизнос поршней, клапанов или вкладышейзамена расходников

Между блоком и головкой стоит прокладка из металлопакета (3 листа), поэтому поверхности ГБЦ и БЦ должны быть шлифованными, а не фрезерованными. Для обработки седел подходят зенкеры от ВАЗ 2101.

Шлифовка ГБЦ
Шлифовка ГБЦ

Характерным дефектом мотора R2 является пробой прокладки из-за недостаточного усилия затяжки. Многие пользователи самостоятельно нарезают резьбу большего размера, решая проблему кардинально

Варианты тюнинга мотора

Изначально двигатель R2 создавался, как атмосферная версия, но с большим объемом, нежели турбированный RF с меньшим объемом камер сгорания. Затруднен тюнинг по следующим причинам:

  • ход поршня уже увеличен за счет уменьшения высоты юбки;
  • головка ГБЦ алюминиевая, боится перегрева;
  • перепрошивка ЭБУ практически незаметна на этой версии ДВС.

Производитель и адекватные специалисты мастерских не рекомендуют тюнинг R2 турбированием. Для стандартной ШПГ и ГБЦ это будет губительно, так как турбина потребует увеличения подачи топлива. Резко повысится температура, обеспечивая постоянный перегрев.

Электронный ТНВД
Электронный ТНВД

Таким образом, атмосферный движок R2 обладает достаточной мощностью для джипов, грузовиков и минивэнов сразу нескольких автопроизводителей. Он выдает 145 Нм крутящего момента уже на 2000 оборотах, позволяет возить втрое больше указанной грузоподъемности.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля

Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы