Двигатель Mitsubishi 4A91

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.
Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.

Этот мотор разработан совместными усилиями компаний Даймлер и Митсубиси. Главной отличительной чертой модели является ее цельно-алюминиевая конструкция, способная обеспечивать отменные характеристики мощности и экономичности.

Устройство двигателя 4A91

Мотор 4A91
Мотор 4A91, разработанный совместными усилиями компаний Daimler и Mitsubishi

Многие характеристики данного агрегата считаются превосходными, ведь для столь малообъёмного ДВС, работающего в паре с механической КПП, их было нелегко обеспечить. Например, разгон до 100 км/ч за 11,4 секунды, или мощность в 109 л. с. — все эти параметры у моторов того же класса оказываются значительно ниже.

И неудивительно. Конструкторы качественно поработали над 4A91. «С нуля» были разработаны его распредвал, поршневая, выпускной коллектор, маховик. Первым автомобилем, оснащенным этим мотором, стал Митсубиси Кольт 2004 года выпуска. Позже двигатель ставили на Лансер 10, Кольт Плюс.

4A91 — один из трёх представителей линейки 4A, применяющий систему газораспределения DOHC. Рабочий объём его цилиндров составляет 1499 см3. В зависимости от машины, на которую он устанавливается, двигатель может развивать от 102 до 109 л. с. Без капремонта данный силовой агрегат может пройти до 150 тыс. км, если уберечь его от чрезмерных нагрузок, своевременно заливать смазочные жидкости. Топливо и масло должны быть хорошего качества.

Распредвал находится сверху каждого ряда клапанов. Примечательно, что в 4A91 нет коромысел, штанг и рокеров. В целях уменьшения нагрузок и более эффективного сгорания ТВС предусмотрены 4 облегчённых клапана на каждый цилиндр вместо двух тяжёлых. Кроме того, 2 клапана имеют небольшой диаметр на впуске, что положительно сказывается на топливной экономичности без ущерба для мощности.

Отдельного внимания заслуживает система изменения фаз распределения газов. Все моторы с этой системой, по сравнению с другими «атмосферниками», обладают лучшими экономическими показателями и КПД.

Обслуживание 4A91

Как и говорилось ранее, заливать в этот двигатель рекомендуется качественные смазочные материалы. И делать это надо в строго в определённые сроки. Лучшим маслом, по мнению опытных пользователей, является фирменное масло производителя со значениями вязкости 0W30, 5W30, 5W40 и 10W30. Нужно придерживаться периодичности замены масла через каждые 15 тыс. км пробега, однако при активной, динамичной езде следует сокращать эту величину до 7 тыс. км.

Неплохо зарекомендовала себя смазка Elf 5W30, одного из мировых брендов автомобильных масел. Вязкость этого состава идеально подходит к непростым эксплуатационным условиям. Его можно лить и зимой и летом.

Масло Elf 5W30
Моторное масло Elf 5W30 считается лучшим для 4A91

Двигатель 4A91 очень чувствителен к качеству искры, поэтому лучше сразу купить и установить хорошие свечи. По регламенту следует проводить замену искрообразующих элементов каждые 10 тыс. км пробега, независимо от их состояния.

К наиболее важным процедурам обслуживания относятся также:

  • замена ремней навесного оборудования после 10 тыс. км пробега;
  • настройка клапанов с помощью толкателей, поскольку гидрокомпенсаторов на этом двигателе нет.

Неисправности и способы ремонта

Этот двигатель не может похвастаться европейской надёжностью, и требует внимания на протяжении всего периода эксплуатации. Повышенный жор масла даже на новых ДВС — характерная «болячка» 4A91. Рано или поздно эти особенности приводят к износу поршневой, появлению масла в свечных колодцах, залеганию колец и проворачиванию вкладышей.

А вот вполне удачным решением можно назвать применение втулочно-роликовой цепи ГРМ вместо популярного ремня. Она служит долго. Первое, что выходит из строя — натяжитель. Однако он имеет храповик-собачку, поэтому можно не бояться за перескок цепи и спокойно эксплуатировать её при изношенном на 15-20 процентов натяжном ролике. Единственный недостаток привода ГРМ 4A9 — процесс демонтажа и установки цепи. Если не располагать специализированными знаниями, то неправильный монтаж приведёт к серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта.

Мотор с точки зрения ремонтопригодности практичен, он компактно расположен под капотом автомобиля. Доступ к важным узлам и агрегатам не осложнён. Очень удобно демонтировать впускной коллектор. А вот проводить регулировку клапанов крайне неудобно. Толкатели и кулачки валов узкие, запаса по регулировке на случай плоской шлифовки практически нет. Именно поэтому для установки ГБО этот мотор совершенно не подходит. С другой стороны, он довольно прост для выставления меток ГРМ. Шкив коленвала позиционируется штырём, риски предусмотрены в большом количестве: и на звёздочке выпускного распредвала, и на коленвале, и на муфте фазовращателя Майвек. Однако тут надо быть крайне внимательным и не перепутать. Надо также разбираться в схеме, чтобы самостоятельно проводить настройку. Зато не требуется специальный инструмент, в отличие от других моторов.

Регулировка клапанов 4A9
Крайне неудобно проводить регулировку клапанов 4A9, так как нет запаса на случай плоской шлифовки

Другие особенности:

  1. У 4A91 нет боковой гидроподушки. Установлена обычная резиновая опора. В принципе, это даже неплохо — так надёжнее;
  2. Удачно расположен маслонасос — на передней крышке, с внутренней стороны, и приводится он в действие от коленвала;
  3. Доступен и прост для ремонта выпускной коллектор;
  4. Шатуны и вкладыши некачественные, тонкие и лёгкие, с миниатюрными болтами;
  5. Поршневой палец запрессован сверху шатуна, что значительно осложняет потенциальный ремонт;
  6. Кольца также очень тонкие, маслосъёмные быстро забиваются коксом и залегают;
  7. Не предусмотрены форсунки охлаждения маслом для поршней;
  8. Затяжка шатунных болтов должна проводиться крайне аккуратно — момент там небольшой, и очень просто повредить болт;
  9. Основная причина попадания моторов 4A91 в ремонт — масляное голодание;
  10. ГБЦ обычная, но спроектирована на славу. Колодцы толкателей смазываются самотёком. Однако и здесь затяжка болтов может вызвать сложности — крепления тонкие, а блок алюминиевый. Поэтому обязательно рекомендуется использовать схему, чтобы всё прошло гладко;
  11. Как ни странно, дроссельная заслонка со временем сильно покрывается сажей, хотя клапана EGR на японском моторе нет.

Что касается стоимости оригинальных запчастей, то владельцы 4A91 будут неприятно удивлены. Один только поршень с пальцем стоит около 7 тыс. рублей, а комплект колец на него — не меньше 1 тыс. рублей.

Поршень двигателя 4A91
Поршень двигателя 4A91

Следует различать маслосъёмные колпачки 1.5-литрового 4A91 2004 и 2006 годов выпуска. Японцы заменили их во время рестайлинга двигателя, проведённого по истечении двух лет.

Тюнинг 4A91

Этот мотор идеально настроен производителем. Поэтому любое вмешательство может привести к его нестабильной работе и увеличению расхода топлива. Однако любители все же решаются на перепрошивку ЭБУ. Этим путем можно повысить мощность агрегата (до 170 л. с.) — но за счет его экономичности.

Механическая часть 4A91 поддаётся модернизации очень тяжело, так как стоковые элементы в двигателе отсутствуют. Любой узел практически на 90 процентов наполнен электронными датчиками. Поэтому после тюнинга может появиться большое количество ошибок. Но некоторых любителей и это не пугает, они идут на замену поршневой и распредвалов. В итоге иногда удаётся повысить мощность до 200 л. с., но ресурс агрегата при этом снижается в несколько раз. Куда выгоднее и перспективнее выглядит свап 4A91 на 4A92.

Список моделей авто, в которые устанавливался

Двигателем 4A91 оснащали следующие модели авто:

  • Mitsubishi Colt 1-й и 2-й рестайлинг 2004-2012 годов выпуска;
  • Mitsubishi Colt Plus 1 рестайлинг 2004-2012;
  • Mitsubishi Lancer X рестайлинг 2006-2011.
Митсубиси Лансер 10
Мотор 4A91 устанавливался также на Митсубиси Лансер 10

Перечень модификаций 4A91

  • 4A 30 — 0,7-литровый двигатель, развивающий мощность в 44-64 л. с.;
  • 4A 31 — 1,1-литровый агрегат, устанавливаемый на Джуниор и Паджеро;
  • 4A 90 — 1,3-литровый мотор, развивающий 91-95 л. с.;
  • 4A 92 — 1,6-литровый ДВС, развивающий 117 л. с.

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см1499
Максимальная мощность, л.с.102 — 109
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин.138 (14) / 4000
141 (14) / 4000
143 (15) / 4000
145 (15) / 4000
Используемое топливоБензин
Бензин Regular (АИ-92, АИ-95)
Бензин АИ-95
Расход топлива, л/100 км5.7 — 7
Тип двигателя4-цилиндровый, 16-клапанный, DOHC
Выброс CO2, г/км148 — 157
Диаметр цилиндра, мм75
Количество клапанов на цилиндр4
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.102 (75) / 6000
105 (77) / 6000
109 (80) / 6000
Механизм изменения объёма цилиндровнет
Нагнетательнет
Система старт-стопнет
Клапан EGRнет
Гидрокомпенсаторы для регулировки клапановнет
Степень сжатия10.5
Ход поршня, мм84.8
Привод ГРМвтулочно-роликовая цепь
Расположение масляного насосана передней крышке, с внутренней стороны
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля