Горит «Чек» двигателя на панели приборов: причины и что делать
Содержание
Горит «Чек» двигателя на панели приборов: причины и что делать?
Горит «Чек» (индикатор Check Engine). Этот сигнал особенно недолюбливают водители старой школы, которые не привыкли доверять системе самодиагностики автомобиля. Просто потому, что раньше её не было вообще, и всё ограничивалось несколькими контрольными лампочками и стрелочными приборами по одной функции на каждый. Эта же сообщает о неисправности, но ничем факт не конкретизирует. Отсюда и многочисленные народные прозвища, «джекичан» или в лучшем случае просто чек.
Что означает, когда горит чек лампа и почему она жёлтого цвета?
В полном соответствии с переводом лампа призывает произвести проверку двигателя. При этом она никак не уточняет, что произошло, но однозначно такая информация в электронной системе управления двигателем (ЭСУД) имеется. В память заносится код ошибки, по которому в имеющихся в широком доступе таблицам можно получить данные об отклонениях. Но только с одним существенным уточнением – это по мнению системы самодиагностики. А оно далеко не всегда совпадает с истинным положением дел.
Классический пример – считан код ошибки датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). Если это не обрыв и не замыкание самого сенсора, то отказ его маловероятен и сразу менять деталь есть смысл только для самоуспокоения в том случае, когда она под рукой, а доступ к крепежу простейший.
В остальных случаях надо принять к сведению, что есть ошибка синхронизации ЭСУД с вращением коленвала и просмотреть прочие параметры. Возможны самые неожиданные варианты, например, неверный подсчёт циклического расхода воздуха.
Жёлтый цвет означает, что немедленно останавливать двигатель и вызывать эвакуатор особой необходимости нет. Надо присмотреться к общему поведению двигателя, все ли цилиндры работают, как изменилась тяга, начался ли перегрев. И только потом принимать решение. Немедленную остановку требуют только красные лампочки.
Принцип формирования сигнала системой самодиагностики.
ЭСУД работает упрощённо следующим образом:
- учитывает все поступающие данные от мотора и пожелания водителя;
- сверяет их с имеющимися в памяти таблицами и проверяет показания датчиков по их физическому состоянию и косвенной оценке правильности получаемых данных;
- строит текущую математическую модель состояния двигателя;
- принимает решение о корректировке режимов исполнительных механизмов;
- оценивает по петлям обратных связей реакцию мотора на управляющее воздействие.
Если замечены существенные отклонения в показаниях датчиков, нарушены границы их физических параметров или реакция мотора не соответствует ожиданиям, а также когда запас коррекций исчерпан – срабатывает самодиагностика. Вырабатывается один из стандартизированных кодов ошибок и включается лампа чек. Мотор продолжает работать в нормальном или аварийном режимах, он может игнорировать показания подозрительных датчиков, рассчитывая не полученную от них информацию косвенным путём.
Контроль продолжается, и если ситуация нормализовалась, то после некоторого количества циклов или повторного запуска лампа погаснет, что не исключает повторения процесса. В любом случае выставленные коды будут сохранены для дальнейшего изучения, отсюда и их деление на текущие и запомненные.
Как разобраться с причинами срабатывания индикатора «Чек».
Оптимальным решением будет приобретение диагностического адаптера, который после подсоединения к диагностическому разъёму сможет считать и выдать на планшет, ноутбук или смартфон код ошибки, а также его расшифровку для данного мотора. Адаптер доступен, стоит недорого, работает через беспроводные интерфейсы, а приложения делятся на универсальные бесплатные или более серьёзные, с дилерскими функциями.
Некоторые наиболее частые случаи когда горит чек лампа.
Обычно страдают датчики. Например, кислородный зонд легко «отравить» плохим бензином, а контактный датчик дросселя просто протирается со временем. Датчик массового расхода загрязняется, а синхронизация коленвала и распредвала пропадает из-за дефектов проводки и реперных дисков.
Если топливная система плохо готовит смесь, то пределы коррекции ЭСУД быстро исчерпываются, появляются ошибки обогащения или обеднения. Отказы системы зажигания проявляются в виде пропусков воспламенения и отключения цилиндров. Полный перечень кодов имеется в таблицах на каждую ЭСУД.
Как сбрасывать сигнал ошибки.
Для принудительного сброса ошибки надо перезапустить программу ЭСУД. Это производится снятием питания, но не поворотом ключа, а отключением аккумулятора. После чего надо продержать включённым зажигание около минуты без запуска двигателя.
Но надёжнее всего действовать с помощью любого сканера, даже простейшего. Там имеется выборочный сброс ошибок, как текущих, так и запомненных. Новое их появление расскажет о стабильности неполадки. Если после сброса лампа вновь не зажигается – значит срабатывание самодиагностики было случайным.
Лампа «Чек» двигателя не зря окрашена жёлтым, она крайне редко указывает на действительно серьёзную ситуацию. Обычно даже в таких случаях двигатель может частично парировать отказ переходом в безопасный аварийный режим. Но вероятность тяжёлых для двигателя последствий полностью исключать нельзя, поэтому если не получается разобраться на месте, то надо следовать к диагносту, не превышая средних оборотов мотора, на скорости не более разрешённой в городах и без интенсивных разгонов. А лучше всего располагать некоторыми несложными знаниями и дешёвым диагностическим адаптером, работающим на приложение смартфона.
Читайте так же: Ошибка EDC в автомобиле: что это такое, причины загорания индикатора и методы устранения проблемы.