Горит «Чек» двигателя на панели приборов: причины и что делать

string(10) "error stat"

Содержание

Горит «Чек» двигателя на панели приборов: причины и что делать?

Горит «Чек» двигателя

Горит «Чек» (индикатор Check Engine). Этот сигнал особенно недолюбливают водители старой школы, которые не привыкли доверять системе самодиагностики автомобиля. Просто потому, что раньше её не было вообще, и всё ограничивалось несколькими контрольными лампочками и стрелочными приборами по одной функции на каждый. Эта же сообщает о неисправности, но ничем факт не конкретизирует. Отсюда и многочисленные народные прозвища, «джекичан» или в лучшем случае просто чек.

Что означает, когда горит чек лампа и почему она жёлтого цвета?

В полном соответствии с переводом лампа призывает произвести проверку двигателя. При этом она никак не уточняет, что произошло, но однозначно такая информация в электронной системе управления двигателем (ЭСУД) имеется. В память заносится код ошибки, по которому в имеющихся в широком доступе таблицам можно получить данные об отклонениях. Но только с одним существенным уточнением – это по мнению системы самодиагностики. А оно далеко не всегда совпадает с истинным положением дел.

Классический пример – считан код ошибки датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). Если это не обрыв и не замыкание самого сенсора, то отказ его маловероятен и сразу менять деталь есть смысл только для самоуспокоения в том случае, когда она под рукой, а доступ к крепежу простейший.

В остальных случаях надо принять к сведению, что есть ошибка синхронизации ЭСУД с вращением коленвала и просмотреть прочие параметры. Возможны самые неожиданные варианты, например, неверный подсчёт циклического расхода воздуха.
Жёлтый цвет означает, что немедленно останавливать двигатель и вызывать эвакуатор особой необходимости нет. Надо присмотреться к общему поведению двигателя, все ли цилиндры работают, как изменилась тяга, начался ли перегрев. И только потом принимать решение. Немедленную остановку требуют только красные лампочки.

Принцип формирования сигнала системой самодиагностики.

ЭСУД работает упрощённо следующим образом:

  • учитывает все поступающие данные от мотора и пожелания водителя;
  • сверяет их с имеющимися в памяти таблицами и проверяет показания датчиков по их физическому состоянию и косвенной оценке правильности получаемых данных;
  • строит текущую математическую модель состояния двигателя;
  • принимает решение о корректировке режимов исполнительных механизмов;
  • оценивает по петлям обратных связей реакцию мотора на управляющее воздействие.

Если замечены существенные отклонения в показаниях датчиков, нарушены границы их физических параметров или реакция мотора не соответствует ожиданиям, а также когда запас коррекций исчерпан – срабатывает самодиагностика. Вырабатывается один из стандартизированных кодов ошибок и включается лампа чек. Мотор продолжает работать в нормальном или аварийном режимах, он может игнорировать показания подозрительных датчиков, рассчитывая не полученную от них информацию косвенным путём.
Контроль продолжается, и если ситуация нормализовалась, то после некоторого количества циклов или повторного запуска лампа погаснет, что не исключает повторения процесса. В любом случае выставленные коды будут сохранены для дальнейшего изучения, отсюда и их деление на текущие и запомненные.

Как разобраться с причинами срабатывания индикатора «Чек».

Оптимальным решением будет приобретение диагностического адаптера, который после подсоединения к диагностическому разъёму сможет считать и выдать на планшет, ноутбук или смартфон код ошибки, а также его расшифровку для данного мотора. Адаптер доступен, стоит недорого, работает через беспроводные интерфейсы, а приложения делятся на универсальные бесплатные или более серьёзные, с дилерскими функциями.

Некоторые наиболее частые случаи когда горит чек лампа.

Обычно страдают датчики. Например, кислородный зонд легко «отравить» плохим бензином, а контактный датчик дросселя просто протирается со временем. Датчик массового расхода загрязняется, а синхронизация коленвала и распредвала пропадает из-за дефектов проводки и реперных дисков.
Если топливная система плохо готовит смесь, то пределы коррекции ЭСУД быстро исчерпываются, появляются ошибки обогащения или обеднения. Отказы системы зажигания проявляются в виде пропусков воспламенения и отключения цилиндров. Полный перечень кодов имеется в таблицах на каждую ЭСУД.

Как сбрасывать сигнал ошибки.

Для принудительного сброса ошибки надо перезапустить программу ЭСУД. Это производится снятием питания, но не поворотом ключа, а отключением аккумулятора. После чего надо продержать включённым зажигание около минуты без запуска двигателя.
Но надёжнее всего действовать с помощью любого сканера, даже простейшего. Там имеется выборочный сброс ошибок, как текущих, так и запомненных. Новое их появление расскажет о стабильности неполадки. Если после сброса лампа вновь не зажигается – значит срабатывание самодиагностики было случайным.
Лампа «Чек» двигателя не зря окрашена жёлтым, она крайне редко указывает на действительно серьёзную ситуацию. Обычно даже в таких случаях двигатель может частично парировать отказ переходом в безопасный аварийный режим. Но вероятность тяжёлых для двигателя последствий полностью исключать нельзя, поэтому если не получается разобраться на месте, то надо следовать к диагносту, не превышая средних оборотов мотора, на скорости не более разрешённой в городах и без интенсивных разгонов. А лучше всего располагать некоторыми несложными знаниями и дешёвым диагностическим адаптером, работающим на приложение смартфона.

Читайте так же: Ошибка EDC в автомобиле: что это такое, причины загорания индикатора и методы устранения проблемы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них