Что такое АЗС и АЗК: расшифровка аббревиатуры, классификация автозаправок

Каждый автовладелец пользуется услугами автозаправочной станции. Однако мало кто из них знает, как изнутри устроена АЗС. Какие существуют правила заправки транспортных средств, какое оборудование должно быть в обязательном порядке? К тому же существует множество разновидностей «заправок». Со всем стоит разобраться подробнее.

Что такое АЗС

Современная АЗС расшифровывается как «автозаправочная станция», это комплекс сооружений и зданий со специальным оборудованием, служащий для пополнения топливных баков транспорта, а также реализующий смазочный материал и технические жидкости. Помимо этого на территории АЗС нередко можно видеть небольшие торговые точки, кафе, автосервис. Станции делятся на две большие группы:

  1. Ведомственные. Располагаются на территории конкретной организации и обслуживают только ей принадлежащий транспорт. Топливо не продают – отпускают по специальным документам: например, путевкам;
  2. Общего пользования. На этих заправках реализуют ГСМ владельцам транспорта любого вида собственности. Оплата производится за наличный или безналичный расчет. АЗС общего пользования располагаются на самых оживленных участках магистралей, а также в городах.
АЗС
АЗС общего пользования

Устройство и оборудование автозаправок

Прежде чем бензин или дизельное топливо попадут в бак, горючее проделывает непростой путь. На на АЗС оно попадает разными способами: это может быть ж/д состав, трубопровод или бензовоз. Последний метод – самый распространенный. Этот вид спецтранспорта имеет цистерну, разделенную на ряд секций, благодаря чему можно транспортировать несколько видов горючего. Секция объемом 10900 литров сливается в течение примерно 30 минут. Но до слива привезенная продукция проходит контрольную проверку:

  • смотрят документы на груз;
  • проверяется и вскрывается пломба на люке цистерны;
  • определяется уровень наполненности емкости;
  • берется анализ. Далее рассмотрена структура заправочной станции.

Топливохранилище

Существует 2 типа: подземные и наземные. Резервуары делают из стали в два слоя. Наибольший объем емкости на АЗС среднего типа – 50 «кубов». Существуют резервуары и под 200 куб. м, считающиеся мини-нефтебазами. К ним предъявляются иные требования. Уровень горючего измеряется метроштоком: процесс необходим при сливе топлива и пересменке операторов.

Подземное топливохранилище
Монтаж подземного топливохранилища

ТРК

В топливораздаточную колонку бензин, солярка поступают из описанных выше резервуаров. Как устроена ТРК?

Основные компоненты:

  1. Приемный клапан. Препятствует обратному перетоку топлива в хранилище;
  2. Фильтр. Стоит после приемного клапана;
  3. Двигатель + насос. Работают вместе и могут быть соединены одним валом, но чаще используется ременная передача, т. к. защищает мотор от чрезмерной нагрузки;
  4. Газоотделитель. Разделяет горючее и газ. По конструкции это небольшая емкость, в которой топливо задерживается и «успокаивается», газы при этом уходят вверх сквозь дренажные отверстия;
  5. Электромагнитный клапан. Находится в открытом состоянии, когда в ТРК закачивается топливо. Как только процесс закончился, закрывается;
  6. Топливоизмеритель. Функция понятна из названия. Бывает механическим либо электронным;
  7. Смотровое окно. Это застекленная полая колба. Она показывает работу клапана. Если в ней горючее есть, значит, он работает;
  8. Раздаточный пистолет. Служит для наполнения бака транспортного средства, а также прекращения подачи топлива переполнении емкости.

АЗК и его отличия от АЗС

Обычная автозаправка (АЗС) ограничивается реализацией ГСМ и технических жидкостей. Иногда, как дополнение на них обустраивают небольшие продуктовые магазины. Возможно наличие эстакады. Автозаправочный комплекс (АЗК) является предприятием, которое помимо обеспечения ГСМ, оказывает целый ряд услуг:

  • мойка;
  • стоянка (иногда с охраной);
  • замена масла в двигателе, трансмиссии;
  • предоставление места для самостоятельного ремонта авто;
  • помощь в несложном ремонте;
  • кафе, организация отдыха водителя, пассажиров.
АЗК
АЗК: на заднем плане автосервис и магазин

Классификация автозаправок

Современные заправочные станции в первую очередь классифицируются по конструктивному исполнению:

  1. Стационарные АЗС – всем привычные станции, имеющие подземные топливохранилища и располагаемые вдоль оживленных трасс, в городах;
  2. Блочные (БАЗС). От предыдущей разновидности отличаются тем, что топливораздаточные в этом случае размещаются непосредственно над топливохранилищем, находящимся под землей и зачастую составляют с ним единое целое. Резервуары – горизонтальные, только двухстенные. В блок хранения горючего входит все нужное оборудование: контрольно-измерительные приборы, предохранительные устройства и система, защищающая окружающую среду от загрязнения;
  3. Контейнерные. У этих бензозаправок топливохранилища находятся над землей. При этом бензоколонки интегрированы непосредственно в контейнер: и то и другое выполнено в виде единого заводского изделия. Контейнерная станция используется для приема, не длительного хранения и выдачи потребителям, максимум, 3-х разновидностей горючего (чаще всего в населенных пунктах);
  4. Модульные (МАЗС). Также комплектуются резервуарами под топливо с надземным расположением. В состав заправочной станции тоже входят контейнеры. Подключенные к ним ТРК образуют цельное заводское изделие. Отличие от предыдущего типа топливозаправочных станций в том, что бензоколонки находятся не внутри контейнеров, а на отдельных островках. Такое решение дает возможность устанавливать различные типы ТРК, т. к. в отличие от КАЗС лимиты по габаритам бензоколонок здесь отсутствуют. Между собой МАЗС различаются количеством и видом оборудования, а также габаритами, некоторыми конструктивными особенностями;
  5. Передвижные (ПАЗС). Это мобильные автономные системы, смонтированные на шасси авто, полуприцепе либо прицепе, сделанные как одно целое. На ПАЗС имеется резервуар-цистерна емкостью 5-20 «кубов». Отсеков может быть несколько: для заливки горючего разного типа. В зависимости от этого на передвижных АЗС находится одна либо две колонки.
Контейнерная станция
Контейнерная станция

Существуют и другие классификации автозаправочных станций: например, по расположению топливохранилищ:

  • подземные;
  • надземные;
  • на транспортном средстве.

Если учитывать нормативные параметры, то АЗС подразделяются:

  • по числу колонок;
  • по количеству возможных заправок авто за сутки;
  • по объему топливохранилищ;
  • по количеству заправок во время пиковой нагрузки.

Классификация станций по функциональному назначению:

  • ведомственные;
  • общего пользования (описание см. выше).

АГНКС: расшифровка аббревиатуры

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция – так расшифровывается АГНКС. Задача этого предприятия – заправка автотранспорта сжатым природным газом (метаном), в отличие от АГЗС, где предлагается углеводородный газ.

В Советском Союзе первые АГНКС стали работать в 1939 году. Сегодня метан в свои автомобили заправляют более 4,5 млн. автовладельцев по всему миру, где находится примерно 9000 АГНКС. В РФ, согласно информации от ГИБДД, 212 тыс. машин, использующих в качестве топлива метан. Из них легковых авто 127 тыс., грузовиков 67 тыс. и автобусов 17 тыс. Как уверены специалисты, число газомоторных единиц техники будет увеличиваться многократно.

АГНКС
АГНКС от Газпрома

Преимущества АГНКС

Сразу стоит отметить, что строительство метановых АГНКС поддерживается на государственном уровне во всех странах. Причина – экологичность топлива, невысокая по сравнению с бензином или соляркой стоимость. По присутствию вредных веществ метан чище бензина на 37%. Среди достоинств газового топлива стоит отметить:

  • увеличение срока службы силового агрегата примерно в полтора раза;
  • уменьшение затрат на ТО и капитальный ремонт;
  • увеличение пробега до замены масла;
  • более долгий эксплуатационный срок для свечей;
  • понижение шумности силового агрегата как минимум, в два раза.

Не стоит забывать и о стоимости: она ниже бензина и дизтоплива в 2 раза. имеются и иные плюсы: например, безопасность, как это ни странно звучит. Например, при пожаре бензин растекается по поверхности, газ метан улетучивается.

Все вышесказанное говорит том, что в ближайшее время количество транспорта, использующего газобаллонное оборудование, возрастет многократно. Это относится и к автогазозаправочным станциям.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля