Классификация моторных масел, расшифровка маркировки и вязкости
Содержание
Рынок лубрикантов для двигателей внутреннего сгорания каждый день пополняется новыми экземплярами. Ассортимент продуктов настолько велик, что порой бывает сложно сделать выбор. Ниже мы разберем классификации и различные стандарты масел, рассмотрим их эксплуатационные показатели и иерархию классов.
Классификация моторных масел
Для облегчения сортировки лубрикантов были созданы классификации. Они опираются на эксплуатационные качества, вязкостные показатели и уровень качества компонентов смазки. Самыми популярными являются разделения API и SAE. Чаще всего при выборе моторных масел автолюбители опираются именно на них.
Классификация вязкости SAE
Это самая важная классификация, которую проходят все автомобильные масла. Если разобраться, то вязкость — это параметр, определяющий текучесть масла: чем она выше, тем масло гуще. Классовое разделение SAE помогает определить диапазон температур лубриканта. Как правило, обозначение выглядит примерно так: 5w40, 10w40. Первая цифра расшифровывается как текучесть масла на холодную, а второе значение говорит о вязкости при температуре в 100 градусов Цельсия.
Для определения классификации SAE используются методы проверки ASTM D97, ASTM D445 и ASTM D2270. В общем, масла классифицируются по 11 разделам: 6 зимних (0w, 5w, 10w, 20w, 15w, 25w) и 5 летних масел (20, 30, 40, 50, 60). На прилавках магазинов чаще всего встречаются универсальные всесезонные лубриканты, которые подразумевают круглогодичную эксплуатацию, поэтому на них одновременно указан и зимний, и летний класс.
К примеру:
- 5w40 расшифровка — можно эксплуатировать от -35 до +40 градусов;
- 5w30 расшифровка — рабочая температура от -35 до +35;
- 10w40 расшифровка — температурный диапазон -30 — +40°С.
Таблица классификации SAE
Класс пo SAE | Низкотемпературная вязкость | Высокотемпературная вязкость | |||
Проворачивание | Прокачиваемость | Вязкость, мм2/с, при 100° С |
Вязкость, мПа с, при 150 °С и скорости сдвига 106с-1, нe менее |
||
Максимальная вязкость, мПа с, при t,°С | Максимальная вязкость, мПа с, при t,°С | Min | Max | ||
0W | 3250 при -30°С | 60000 при -40°С | 3,8 | — | |
5W | 3500 при -25°С | 60000 при -35°С | |||
10W | 3500 при -20°С | 60000 при -30°С | 4,1 | — | — |
15W | 3500 при -15°С | 60000 при -25°С | 5,6 | — | — |
20W | 4500 при -10°С | 60000 при -20°С | 5,6 | — | — |
25W | 3250 при -5°С | 60000 при -15°С | 9,3 | — | — |
20 | — | — | 5,6 | <9,3 | 2,6 |
30 | — | — | 9,3 | <12,5 | 2,9 |
40 | — | — | 12,5 | <16,3 | 2,9*a |
40 | — | — | 12,5 | <16,3 | 3,7*аа |
50 | — | — | 16,3 | <21,9 | 3,7 |
60 | — | — | 21,9 | <26,1 | 3,7 |
Из таблицы понятно, на каком масле можно эксплуатировать автомобиль в разных температурных условиях. Но стоит оговориться: не нужно покупать масла с огромным разбегом по верхнему и нижнему температурному пределу. Во-первых, разница создается благодаря большому количеству стабилизаторов масла, которые не обладают хорошими смазывающими свойствами. Во-вторых, каждый двигатель имеет индивидуальные тепловые зазоры, а также привязан к определенной толщине масляной пленки, поэтому при покупке следует обратиться к рекомендациям производителя ДВС.
Классификация API
Данное разделение определяет класс масла исходя из его эксплуатационных качеств. Моторы бывают абсолютно разные: есть низкофорсированные и не особо требовательные к качеству смазки. А есть турбированные, нагруженные агрегаты, которым крайне важны смазывающие, противоизносные и прочие характеристики лубриканта.
Для облегчения разделения масел по их свойствам и была придумана данная классификация. Еще она разделяет смазку для бензиновых, дизельных и 2-х тактных силовых агрегатов. Стоит отметить, что большинство современных смазочных материалов отвечают требованиям моторов, работающих на разном топливе. Данная классификация опирается на полный тест масла. При разделении внимание обращается на смазывающие характеристики, моющие свойства, качество пакета присадок и состав базового масла.
Таблица классификации API
Класс API | Область применения моторного масла |
Категория S(Service) для бензиновых двигателей | |
SN | Октябрь 2010 года. Для бензиновых автомобилей 2011 года и выше. Моторное масло с ограниченным содержанием фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. Масла, категории SN, приблизительно будет соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость. |
SM | Введена в ноябре 2004 года. Дополнение категории SJ —>улучшенные антиокислительные, противоизносные, низкотемпературные свойства. |
SL | Для бензиновых двигателей, выпущенных с 2001 по 2004 года. Отличительные характеристики: улучшенные антиокислительные, противоизносные, моющие и энергосберегающие свойства. |
SJ | Для моторов, выпущенных с 1997 по 2001 год. Полностью отвечает требованиям всех ранее действовавших классов категории S. Высокий уровень эксплуатационных свойств. Отвечает высоким требованиям в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и способности выдерживать высокие температуры без образования отложений. Возможна сертификация по категории энергосбережения API SJ/EC. |
SH | Для бензиновых двигателей 1996 модельного года и старше. В наши дни категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C ( API СF-4/SH). По основным требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Энергосберегающим маслам в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII. |
SG | Для бензиновых двигателей моделей 1993 года и старше. Соответствует требованиям, выдвигаемым к автомобильным маслам для дизельных моторов категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама. Замена API SG категорий SF, SE, SF/CC и SE/CC. |
SF | для двигателей моделей 1988 года и старше. Топливо — этилированный бензин. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака. Замена API SF категорий SC, SD и SE. |
SE | Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях |
SD | Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях |
SC | для моторов работающих с повышенными нагрузками |
SB | Для работающих при умеренных нагрузках. Используется только по требованию производителя |
SA | Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию производителя |
Категория C(Commercial) для дизельных двигателей | |
CJ-4 | Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 0,05% масс. Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 0,0015% масс, может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла. Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0%, сера 0,4%, фосфор 0,12%. Масла CJ-4 превышают рабочие свойства и заменяет масла класса CH-4, CG-4, CI-4 Plus, CF-4. |
СI-4 | Введена в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей и дорожной техники, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Полностью заменяет масла всех ранее действовавших спецификаций CH-4, СG-4 и CF-4. В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS. Ужесточены требования к образованию сажи, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения TBN. |
СH-4 | Введена в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел. |
СG-4 | Введена в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий. |
СF-4 | Введена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел. |
СF-2 | Для двухтактных дизельных двигателей. Заменяет масла класса CD-II для двухтактных двигателей. Улучшенные моющие и противоизносные свойства. |
СF | Для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с повышенным содержанием серы — 0,5% и более. Заменяет масла по классу CD. |
СE | Высокофорсированные перспективные дизельные двигатели с высоким турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел классов CC и CD |
СD | Для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, работающих на больших скоростях и при высоких давлениях и требующих повышенных противоизносных свойств и предотвращения образования нагара |
СC | Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях |
СB | Среднефорсированные двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе |
СA | Для работающих при умеренных нагрузках на малосернистом топливе |
Исходя из данного разделения, очень легко подобрать требуемый лубрикант для своего автомобиля. Максимально просто определить, какого класса смазка нужна для двигателя: достаточно посмотреть на год выпуска транспортного средства.
Классификация ACEA
Данный стандарт придумали и разработали европейские автопроизводители. Именно поэтому автолюбители, эксплуатирующие Бмв, Пежо и прочих европейцев часто сталкиваются с такой классификацией. Создана была в 2004 году и по сей день помогает определить, к какому двигателю подходит выбранный лубрикант. Опирается на эксплуатационные характеристики и состав смазки. На прилавках автомагазинов масла, соответствующие данной классификации, присутствуют в полном объеме, поэтому найти их не составляет труда.
Таблица классификации ACEA
А/В: моторные масла для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов | |
A1/В1 | Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены в бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств, разработанных для применения маловязких масел, снижающих трение, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) 2,6 мПа•с для SAE xW-20 и от 2,9 до 3,5 мПа•с для прочих классов вязкости. Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
А3/В3 | Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств, и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями производителей двигателей, и/или для всесезонного применения маловязких масел, и/или всесезонного применения в особо тяжелых условиях эксплуатации. |
А3/В4 | Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, также пригодные для применения согласно спецификации А3/В3. |
А5/В5 | Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены масла в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легких транспортных средств, в которых возможно использование маловязких масел, снижающих трение, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) от 2,9 до 3,5 мПа•с. Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
С: моторные масла для бензиновх и дизельных двигателей с катализаторами восстановления отработанных газов | |
С1 | Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых требуется использование маловязких масел, снижающих трение, с низким содержанием серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS) и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC) и обеспечивают экономию топлива.
Предупреждение: эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
C2 | Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых требуется использование маловязких масел, снижающих трение, с низким содержанием серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS) и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC) и обеспечивают экономию топлива.
Предупреждение: эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
C3 | Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC), в которых требуется использование масел с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 3,5 мПа•с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC).
Предупреждение: эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
C4 | Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с катализаторами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC), в которых требуется использование масел с низким содержанием серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS) и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 3,5 мПа•с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC).
Предупреждение: эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
Также ACEA имеет стандарт, регулирующий класс масел для высоконагруженных дизельных установок, но встретить такие лубриканты можно крайне редко, маркируются они латинской E.
Классификация ILSAC
Данный стандарт был создан для ужесточения требований к маслам. Разработан при содействии Американского и Японского автомобильных сообществ. Классификаций всего 5: GF-1, GF-2, GF-3 и т.д. Масла, продаваемые под данными маркировками, отвечают более жестким требованиям к смазочным материалам. Но несмотря на все усилия, популярность стандарт так и не обрел. Автолюбители, как правило, обращаются к SAE и API.
Таблица классификации ILSAC
Категория качества | Описание |
GF-1 Устарела, введена в 1996 г. |
Соответствует требованиям качества классификации API SH, классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60 |
GF-2 Устарела, введена в 1997 г. |
Соответствует требованиям качества классификации API SJ, классы вязкости SAE 0W-20, SAE 5W-20 |
GF-3 Ведена в 2001 г. |
Соответствует требованиям качества классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования к классам ILSAC GF-3 и API SL во многом совпадают, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими. |
GF-4 Ведена в 2004 г. |
Соответствует требованиям качества классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с каталитическими системами восстановления отработанных газов. |
GF-5 Введена 1 октября 2010 г. |
Соответствует требованиям качества классификации API SN. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30. Отличается от категории GF-4 улучшенным энергосбережением на 0.5%, усиленными противоизносными свойствами, обеспечивает сниженное образование осадка в турбине, ощутимое снижение нагара в двигателе. |
GF-6 | Спецификация ILSAC GF-6 в настоящее время находится в разработке и, вероятно, будет разделена на две подспецификации. ILSAC GF-6A станет полностью совместима с предшествующей ILSAC GF-5, но предложит улучшенную экономию топлива, защиту двигателя и улучшенные свойства для поддержания долговечности систем. ILSAC GF-6B будет обладать характеристиками, схожими с ILSAC GF-5A, но вместит в себя масла с пониженной вязкостью, наподобие xW-16, чтобы достичь экономии топлива, предлагаемой новым классом вязкости SAE 16. |
Классификация по ГОСТ
ГОСТ 17479.1-2015 введен в качестве стандарта в 2017 году. Он разделяет автомасла по 2-м типам. Один классифицирует смазку по вязкости и определяет рабочий температурный диапазон, второй — опирается на эксплуатационные характеристики, противокоррозийные и смазывающие свойства. Сертификацию ГОСТ не встретишь на современных маслах, зато на лубрикантах для сельхозтехники практически всегда можно увидеть классификацию по ГОСТ.
Таблица классификации по ГОСТ по температурным характеристикам
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм/с (сСт), при температуре | |
+100 °С | -18 °С, не более | |
3 | Не менее 3,8 | 1250 |
4 | » » 4,1 | 2600 |
5 | » » 5,6 | 6000 |
6 | » » 5,6 | 10400 |
6 | Св. 5,6 до 7,0 включ. | — |
8 | » 7,0 » 9,3 « | — |
10 | » 9,3 » 11,5 « | — |
12 | » 11,5 » 12,5 « | — |
14 | » 12,5 » 14,5 « | — |
16 | » 14,5 » 16,3 « | — |
20 | » 16,3 » 21,9 « | — |
24 | » 21,9 » 26,1 « | — |
3/8 | » 7,0 » 9,3 « | 1250 |
4/6 | » 5,6 » 7,0 « | 2600 |
4/8 | » 7,0 » 9,3 « | 2600 |
4/10 | » 9,3 » 11,5 « | 2600 |
5/10 | » 9,3 » 11,5 « | 6000 |
5/12 | » 11,5 » 12,5 « | 6000 |
5/14 | » 12,5 » 14,5 « | 6000 |
6/10 | » 9,3 » 11,5 « | 10400 |
6/14 | » 12,5 » 14,5 « | 10400 |
6/16 | » 14,5 » 16,3 « | 10400 |
Таблица классификации по ГОСТ по эксплуатационным качествам
Группа масла по эксплуатационным свойствам | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные карбюраторные двигатели и дизели | |
Б | Б | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б | Малофорсированные дизели | |
В | В | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
В | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений | |
Г | Г | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
Г | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г |
Д | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д и Д. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Е |
Национальный стандарт широко распространен в области тепловозов, сельхозтехники, тракторов, тяжеловозов и прочих промышленных машинах. Соответствует требованиям документа SAE J 300:2013.
Допуски производителей автомобилей (OEM)
Допуски автопроизводителей относительно применения моторного масла — это жесткое определение стандарта качества лубриканта, который может использоваться в том или ином двигателе. Как правило, у каждого производителя автомобилей есть такое одобрение.
В свою очередь, большинство современных нефтегигантов, производящих лубриканты, гонятся с OEM одобрениями и допусками. Как показывает практика, это серьезно помогает поднять продажи продукта, ведь автолюбители при подборе масла в основном смотрят на допуски производителя.
Одобрения BMW
Longlife-04 | Допуск введен в 2004 году для моторных масел, допущенных к применению в современных двигателях автомобилей BMW. Возможность использования таких моторных масел в двигателях, выпущенных ранее 2004 года неизвестна, а поэтому не рекомендуется. |
Longlife-01 | Автомасла, предназначенные для применения в некоторых бензиновых двигателях автомобилей BMW, начиная с 09/2001 года выпуска с увеличенным сервисным интервалом замены масла Longlife. Базовые требования допуска превышают требования классификации ACEA A3/B3. |
Longlife-01 FE | То же, что и предыдущая категория, но эти моторные масла предназначены для двигателей, которые эксплуатируются в условиях повышенной сложности и выпущены после 2001 года. Относятся к категории энергосберегающих масел (Fuel economy). |
Longlife-98 | Автомасла для некоторых бензиновых двигателей, начиная с 1998 года выпуска. Такие моторные масла могут применяться для двигателей, для которых предусмотрено техническое обслуживание с увеличенным сервисным интервалом Longlife. Базовые требования допуска основаны на классификации ACEA A3/B3. Применение таких моторных масел в двигателях более ранних годов выпусков, а также в двигателях, для которых не предусмотрен сервисный интервал Longlife, не рекомендуется. |
Одобрения Mercedes Benz
Для бензиновых двигателей
229.5 | Автомасла для легковых автомобилей с увеличенным интервалом замены масла (до 30 тыс. км), соответствующих повышенным требованиям по экологии. Требования несколько повышены в сравнении с требованиями стандартов ACEA A3, B4. По сравнению с МВ 229.3 обеспечивают экономию топлива минимум 1,8%. Допуск введен летом 2002 года |
229.3 | Автомасла для легковых автомобилей с увеличенным интервалом замены масла (до 30 тыс. км, в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля). Требования несколько повышены в сравнении с требованиями стандартов ACEA A3, B4. |
229.1 | Автомасла для легковых автомобилей с увеличенным интервалом замены масла (до 30 тыс. км, в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля). Требования несколько повышены в сравнении с требованиями стандартов ACEA A3, B4. |
Для бензиновых двигателей, оборудованных системами по очистке выхлопа
229.51 | Допуск введен в 2005 году для моторных масел, предназначенных для использования в дизельных двигателях с сажевыми фильтрами, а также современных бензиновых двигателях. Это масла с увеличенным сервисным интервалом по сравнению с МВ 229.31, составляющим до 20 тысяч км. Базовые требования соответствуют ACEA A3 B4 и C3. |
229.31 | Автомасла LA (low ash) для моторов легковых автомобилей и микроавтобусов, оборудованных сажевыми фильтрами. Рекомендованы для W211 E200 CDI, E220 CDI. Минимальное содержание сульфатной золы (до 0,8%). Допуск введен в июле 2003 г. На его основе позже, в 2004-м, был разработан класс ACEA C3. |
Для дизельных двигателей
228.5 | Моторное масло UHPD (Ultra High Performance Diesel) для нагруженных дизельных моторов коммерческих грузовиков, соответствующих Euro 1 и Euro 2, c увеличенным интервалом замены масла (до 45 000 км); для тяжелого класса возможно до 160 000 км (в соответствии с рекомендациями изготовителя автомобиля). Базовые требования соответствуют стандарту ACEA B2/E4, а также ACEA Е5. |
228.3 | Всесезонные мультивязкостные автомасла SHPD для дизельных моторов тежелых грузовиков и тягачей с турбонаддувом и без. В зависимости от условий эксплуатации интервал замены масла может составлять до 45000 — 60000 км. Соответствует ACEA E3. для дизельных двигателей, оснащенных по очистке выхлопа |
Для дизельных двигателей, оснащенных системами по очистке выхлопа
228.51 | Всесезонное моторное масло для сильно нагруженных дизельных моторов коммерческих грузовиков , соответствующих требованиям Euro 4, c увеличенным интервалом замены масла. Базовые требования соответствуют ACEA E6. |
228.31 | Моторные масла для коммерческих грузовиков с дизельными двигателями, оборудованными сажевыми фильтрами. Допуск требует соответствия автомасла стандарту API CJ-4, плюс два дополнительных теста Mercedes Benz: MB OM611 и OM441LA. |
Одобрения Porsche
Porsche | Допуск для моторных масел Porsche – выдаётся только на синтетические и полусинтетические масла. Это связано с тем, что данный допуск подразумевает увеличенные интервалы замены масла (для Porsche это минимум 20 000 км) |
Одобрения Scania
ETS 500E | Масло допущено для двигателей автомобилей Scania и отличается большой длительностью интервалов между заменами масла. Дополнительные испытания на полировку стенок цилиндров. |
Одобрения Volvo
Требования на основании собственных (преимущественно дорожных) испытаний
VDS-4 | Спецификация предназначена для двигателей после 2007 года выпуска, соответствующих новым экологическим требованиям и использующие для их обеспечения новейшие системы очистки выхлопных газов. Соответствие международным стандартам: VDS-4 полностью удовлетворяет требованиям API CJ-4. |
VDS-3 | Масла для тяжелонагруженных дизельных двигателей. Рекомендуемые интервалы между заменами масла вплоть до 100000 км*
*В зависимости от рекомендаций, представленных в руководстве по эксплуатации техники. |
VDS-2 | Предназначается для моторных масел, применяемых во всех дизельных двигателях грузовых автомобилей Volvo, произведенных до 2004 года включительно. Спецификация выдаётся на масла с вязкостями: SAE 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40 или 15W-40 (иные вязкости требуют дополнительного соглашения с Volvo Truck Corporation). Соответствие международным стандартам – уровень не ниже АСЕА Е1-96. |
VDS | Предназначается для двигателей с турбонаддувом, допускающих удлиненные интервалы замены моторных масел. Допуск применим к вязкостям SAE 15W-40 или 10W-30. Соответствие уровню по API – CD. |
Одобрения VW
Бензиновые допуски
504.00 | Всесезонные моторные масла для бензиновых двигателей с увеличенным интервалом обслуживания; масла совместимы с системами очистки отработавших газов и относятся к маслам SAPS (масло с пониженным содержанием серы, фосфора и золы); масла имеют обычную вязкость при повышенных температурах, масло класса А3; Заменяет все предыдущие допуски. |
503.00 | Всесезонные моторные масла для бензиновых двигателей с увеличенным интервалом обслуживания; масла отличаются пониженной вязкостью при повышенных температурах с целью экономии топлива, масло класса А3; допускаются только для двигателей выпуска после 5/99; удлиненный интервал замены; Нельзя применять в конструкциях двигателей более ранних разработок! |
503.01 | Всесезонные моторные масла для бензиновых двигателей с установленным турбонагнетателем при увеличенных интервалах обслуживания, масло класса А3 по классификации ACEA; имеет удлиненный интервал замены. |
502.00 | Всесезонные моторные масла для бензиновых двигателей с повышенной мощностью. Действует с 01.03.97 г. и заменяет допуска 500.00 и 501.01, которые продолжают действовать наравне с допуском 502.00, соответствует уровню не ниже А3 по классификации ACEA. |
500.00/501.01 | Всесезонные моторные масла для бензиновых двигателей с высокими антифрикционными характеристиками (маловязкие масла, экономящие топливо) с нормальным интервалом замены, масло класса не ниже А2 по классификации ACEA. |
Дизельные допуски
507.00 | Всесезонные моторные масла для дизельных двигателей с увеличенным интервалом обслуживания; масла совместимы с системами очистки отработавших газов (включая DPF) и относятся к маслам SAPS (масло с пониженным содержанием серы, фосфора и золы); масла имеют обычную вязкость при повышенных температурах, масло класса В3; Заменяет все предыдущие допуски за исключением 506.01 |
506.01 | Всесезонные моторные масла для дизельных двигателей с системой впрыска топлива «насос форсунка», масло класса В4 по классификации ACEA; масла отличаются пониженной вязкостью при повышенных температурах с целью экономии топлива; допускаются только для двигателей выпуска после мая 1999; удлиненный интервал замены. Нельзя применять в конструкциях двигателей более ранних разработок! |
506.00 | Всесезонные моторные масла для дизельных двигателей с увеличенным интервалом обслуживания; масла отличаются пониженной вязкостью при повышенных температурах с целью экономии топлива, масло класса В4 по классификации ACEA, допускаются только для двигателей выпуска после мая 1999; удлиненный интервал замены; Нельзя применять в конструкциях двигателей более ранних разработок! |
505.01 | Всесезонные моторные масла для дизельных двигателей с системой впрыска топлива «насос форсунка», масло класса В3. |
505.00 | Всесезонные моторные масла для дизельных двигателей без наддува и с турбонаддувом, масло класса В3. |
Чаще всего масла с допуском автопроизводителя приобретаются владельцами гарантийных автомобилей. Если лубрикант получил одобрение, то его можно смело заливать в мотор, не боясь того, что пропадет гарантия.
Классификация мотоциклетных моторных масел по стандарту JASO T 903:2006
Данный стандарт определяет мотоциклетные моторные масла. Он был придуман по одной простой причине: с развитием масляной промышленности, в лубриканты начали добавлять модификаторы трения, такие как молибден, нитрид бора и дисульфид вольфрама. А сцепление многих мотоциклов всегда находится в масляной ванне, из-за чего при погружении в неправильную смазку, техника попросту отказывалась ехать, сцепление буксовало.
Для разделения и был создан стандарт JASO T 903:2006, который разделяет масла не только по эксплуатационным качествам, но и по наличию модификаторов трения.
Класс смазки | Область применения |
MB | Масла для четырёхтактных двигателей мотоциклов и других машин, отличаются малым коэффициентом трения. Не подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением. |
MA-1 | Масла для четырёхтактных двигателей мотоциклов и других машин, коэффициент трения больше, чем у JASO MB, но меньше, чем у JASO MA-2. Подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением с малой нагрузкой. |
MA-2 | Масла для четырёхтактных двигателей мотоциклов и других машин, коэффициент трения больше, чем у JASO MA-1. Идеально подходит для спортивных мотоциклов с мокрым сцеплением |
Классификация масел для двухтактных двигателей по стандарту JASO M 345
Данный стандарт предусматривает четыре класса качества лубрикантов. Разработан он был для повышения эксплуатационных свойств разнообразных смазок для 2-хтактных силовых установок. Данная классификация разделяет масла, опираясь на 3 основных признака:
- Малое количество дыма;
- Качество смазки;
- Противоизносные характеристики.
Исходя из данных показателей, маслу дается один из 3-х классов:
Класс смазки | Применимость |
JASO FD | Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим требованиям для применения в Японии. |
JASO FС | Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие основным требованиям для применения в Японии. |
JASO FB | Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие минимальным требованиям для применения в Японии. |
JASO FA | Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, предназначенные для применения в развивающихся странах. |
Используя лубрикант нужного класса в 2-хтактной технике, можно быть уверенным в сохранении ресурса силовой установки и ее долгой безаварийной службе. Также специальные бездымные масла серьезно снижают количество вредных выбросов. Но самая главная задача смазки — уменьшить трение и задиры в ЦПГ.
Рейтинг ТОП 10 производителей масел
Ассортимент лубрикантов для двигателей переполнен разносортными смазками. Не стоит покупать первую попавшуюся, лучше всего тщательно разобраться и приобрести лубрикант от известного производителя.
Опираясь на отзывы автолюбителей, а также на результаты тестов, наша редакция создала свой ТОП-10 производителей масел:
- AVOL;
- Aimol;
- Idemitsu;
- Bardahl;
- Motul;
- Лукойл;
- Газпромнефть;
- Castrol;
- Liqui moly;
- ZIC.
Правильно подобрав моторное масло одного из этих производителей, можно быть максимально уверенным в двигателе своего автомобиля. Ресурс поршневой группы и пар трения будет сохранен. Большинство производителей из данного топа активно добавляют модификаторы трения в свои лубриканты, что позволяет экономить топливо и сильно снижать коэффициент трения.