Тойотовский 1,3-литровый двигатель 4E FE

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.
Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.

Это 1,3-литровый четырёхцилиндровый 16-клапанный силовой агрегат, производимый Shimoyama Plant для японских Тойота. Дебютировал мотор 4E FE в 1989 году, выпускался 10 лет подряд.

Двигатель 4E-FE
Двигатель 4E-FE под капотом автомобиля Toyota Starlet

Описание двигателя 4E-FE

Двигатель 4E-FE относится к серии E — линейке лучших новых моторов последнего столетия прошлого века. Модель самая малолитражная из аналогов, что дало возможность широко использовать её на целом ряде легковых автомобилей. Кроме того, ДВС этого типа достаточно надёжен, редко требует капитального ремонта раньше срока.

Производство агрегата началось в 1989 году. Двигатель 4E-FE пережил 2 рестайлинга. Один произошёл в 1994 году. Тогда увеличили диаметр цилиндров, зато упала мощность до 74 л. с. (до 1996 года было 88 л. с.). Затем в 1997 году было выпущено 3 поколение агрегата, развивающее максимальную мощность 82-85 л. с.

4E-FE — это четырёхтактный бензиновый агрегат, оснащённый электронным контроллёром системы впрыска — так называемой ЭСУВТ. Цилиндры расположены в ряд, поршни вращают один общий коленвал. Распредвалов используется два, они имеют верхнее расположение в ГБЦ.

Рассмотрим особенности этого агрегата:

  1. Коленчатый вал пятиопорный, имеет специальные противовесы для разгрузки подшипников. В нём проделаны специальные каналы для масла — через них смазка быстро подаётся к самым нагруженным частям механизмов;
  2. ГБЦ или головка блока цилиндров — из сплава алюминия, облегчённая;
  3. Свечи зажигания расположены во внутренней части цилиндров;
  4. Распредвалы приводятся в действие ремнём ГРМ, за состоянием которого нужно следить;
  5. БЦ изготовлен из чугуна. Это высокопрочный узел двигателя, который со временем может быть подвергнут расточке;
  6. Поршни двигателя 4E-FE из сплава алюминия. Они имеют углубления на днище, предотвращающие контакт с клапанами при обрыве ремня ГРМ. Пальцы поршней плавающего типа, 20-миллиметровые;
  7. Система охлаждения жидкостного типа, закрытая;
  8. Система смазки — комбинированная.
Головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров атмосферника 4E-FE сделана из сплава алюминия

Регламент обслуживания 4E-FE

Техобслуживание двигателя 4E-FE достаточно простое — через каждые 10 тыс. км пробега рекомендуется проводить сервисную проверку. В этот период обязательна замена масла и фильтра. Если автомобиль эксплуатируется в тяжёлых условиях, и на двигатель падает много нагрузки, межсервисный интервал рекомендуется сократить до 8 тыс. км пробега.

Подробный регламент по обслуживанию приведён в таблице:

ПроверкаЗамена/регулировка
МаслоКаждые 500 кмКаждые 10 000 км
Охлаждающая жидкостьКаждые 500 кмКаждые 30 000 км
Масляный фильтрКаждые 10 000 км
Свечи зажиганияПериодическиКаждые 10 000 км
РемниКаждые 10 000 кмКаждые 20 000 км
Воздушный фильтрКаждые 10 000 кмКаждые 20 000 км
Режим ХХКаждые 20 000 км
Клапаны ГРМКаждые 40 000 кмКаждые 40 000 км
Топливный фильтрПериодическиКаждые 80 000 км

В регламенте обслуживания написано о том, какое масло подходит для двигателя 4E-FE. Производитель рекомендует лить всесезонное масло с вязкостью по SAE:

  • летом 15W/40, 10W/30, 10W/40 или 20W/50;
  • зимой 5W/40, 10W/40.

Что касается хладагента, то лучше использовать антифриз на основе этиленгликоля.

Масло
Замена масла в 4E-FE. Производитель рекомендует лить масла с вязкостью по SAE 15W/40, 10W/30 или 10W/40

Обзор неисправностей 4E-FE

Вот какие неполадки часто наблюдаются:

  1. Двигатель может неожиданно заглохнуть во время движения. В этом случае надо снизить скорость, отведя машину в безопасное место. Затем снова попробовать запустить мотор. Главная причина этой неисправности — топливный насос не успевает обеспечить требуемое давление в магистрали. Поэтому повторный запуск часто оказывается удачным. Проверить неполадку бензонасоса можно так: открутить любой шланг топливосистемы прямо на стоянке. Если давления нет, значит, неисправен насос или клапан на рампе инжектора. Также возможно, что есть утечка бензина, и воздух попал в систему;
  2. Перегрев тоже не редкость для этого агрегата. В первую очередь надо смотреть на указатель ТОЖ. Кроме того, о перегреве сигнализируют такие признаки, как потеря тяги и легкий металлический стук;
  3. Жор масла — обычное дело на моторах с большим пробегом. Масло сгорает в цилиндрах двигателя, о чём свидетельствует белый выхлоп. Проблема решается заменой маслосъёмных колпачков;
  4. Троение ДВС возникает по причине прогара выпускного клапана. Надо снять ГБЦ, найти и заменить проблемный клапан, остальные, рабочие — притереть. Поставить новую прокладку, собрать на новых болтах, замерить компрессию.

Коды неисправностей

Они считываются по количеству вспышек индикатора Чек Энгин. Выводы разъёмов DLC1 или DLC3 должны быть при этом принудительно замкнуты, чтобы система азбукой шифров сообщила о той или иной проблеме. Если работа двигателя нормальная, то индикатор мигает с периодичностью 0,25 секунды. В случае неполадок он начинает мигать гораздо чаще, с паузами в 4-5 секунд.

Коды ошибок
Коды ошибок 4E-FE и 5E-FE. По ним можно определить конкретные неисправности двигателя или датчиков
Номер ошибкиУзел/детальКоды неисправности
12

13

ДПКВ или датчик положения коленвалаР0335

Р1335

14Система зажигания, катушки 1 и 2Р1300

Р13415

Р1305

Р1310

21Сигнал бедной ТВС от кислородного датчикаР0135

Р0171

22ДТОЖ или датчик температуры охлаждающей жидкостиР0115
24ДТВ или датчик температуры воздухаР0110
26Сигнал богатой ТВСР0172
41ДОДЗ или датчик положения дроссельной заслонкиР0120

Р0121

49ДДТ или датчик давления топливаР0190

Р0191

52ДД или датчик детонацииР0325
97ФорсункиР1215

Варианты тюнинга 4E-FE

Двигатель 4E-FE часто переделывается тюнерами, которые всяческими способами стараются повысить его мощностные характеристики. Ниже приводится информация об отличиях двигателя и его аналогов, на которые стоит обратить внимание во время модернизации:

4E-FE4E-FTE5E-FE5E-FHE
Рабочий объём1331 куб. см1331 куб. см1496 куб. см.1496 куб. см.
Мощность/крутящий момент, л.с/н.м85/117,6135/156,894/132,3115/135,2
Диаметр цилиндра74мм74мм74мм74мм
Ход поршня77,4мм77,4мм87мм87мм
Степень сжатия9.68.29.89.8

Кроме этого, у двигателей отличаются ГБЦ. Шпильку просто надо заменить болтом для распределителя. Разница также в клапанных крышках, распредвалах и впускном коллекторе.

Рассмотрим конкретные отличия между 4E-FE и 4E-FTE:

  1. Наличие проставки под масляный фильтр и поддона для слива масла с турбокомпрессора у 4E-FTE;
  2. Наличие ДПКВ и 32-зубчатого шкива коленвала у 4E-FE;
  3. Отличие шатунов некоторых поколений 4E-FE — они более тонкие.

Что требуется для проведения тюнинга:

  • комплект поршней с пальцами от 4E-FTE;
  • проставка под масляный фильтр (сэндвич);
  • набор колец и прокладок от 4E-FTE;
  • навесное оборудование для турбокомпрессора (шланги, подвод воздуха);
  • маслоприёмник от 4E-FTE;
  • отводящая трубка для масла;
  • интеркулер с пайпингами;
  • новая система выпуска (можно просто переделать на 4E-FE);
  • впускной коллектор родной, дополненный датчиком температуры;
  • новый ЭБУ от 4E-FTE;
  • новый корпус термостата и клапанную крышку от 4E-FTE;
  • 212-миллиметровый маховик от 4E-FTE.
4E-FTE
Турбированная версия 4E-FTE развивает 135 л. с. Если провести полезные доработки, то можно значительно увеличить мощность силового агрегата

Выше описан способ обычного тюнинга, который не снизит ресурса двигателя, но и прибавит мощностные характеристики только на 10-20 процентов. Чтобы увеличить максимальную мощность хотя бы до 300-320 л. с., потребуется заменить инжектор, систему выпуска и ЭБУ. Желательно установить блок управления BAcess. Настроенный под этот БУ компьютер, позволит снять все заводские ограничения и полностью раскрыть потенциал двигателя.

Бустапные мозги BAcess стоят дорого, заказывают их часто из Европы или США. Как правило, продаются они с разборки. Установка должна проводиться специалистами, так как после монтажа требуется профессионально осуществить ряд тестов.

Ещё один вариант тюнинга — провести свап. Приобрести контрактный 4E-FTE, учитывая огромный ресурс и отсутствие у него серьёзных неполадок. Желательно покупать моторы, пробег которых не перевалил за 150-тысячную отметку. В комплекте с ДВС должны идти необходимые навесные устройства.

Список моделей авто, в которые устанавливался 4E-FE

Мотор производился в 3-х поколениях, он устанавливался на различные модели Тойот:

  • Starlet P80, P90 хэтчбеки 4 и 5 поколения;
  • Corolla E100/110 7 и 8 поколения универсал и седан;
  • Corsa L40, L50 рестайлинговый седан 4 поколения;
  • Cynos L50 купе и открытый кузов 2 поколения;
  • Sprinter E100, E110 седаны 7 и 8 поколения;
  • Tercel L40, L50 седаны и хэтчбеки 4 и 5 поколения.

Перечень модификаций 4E-FE

Серия Е включает следующие варианты двигателей:

  1. Атмосферный вариант 4E-FE;
  2. 5E-FE — двигатель с увеличенным рабочим объёмом;
  3. 5E-FHE — ранняя модификация, которая была оснащена системой изменения геометрии и высоким редлайном;
  4. 4E-FTE — турбовая версия, классический мотор автомобиля Starlet GT.

Помимо этого, принято различать поколения 4E-FE:

Поколение123
Года выпуска1989-199619941997-1999
Объем1,3 литра
Мощность88 л.с.74 л.с82-85 л.с.
Крутящий момент117 Н*м при 5200 оборотах в минуту118 Н*м при 4400 оборотах в минуту
Степень сжатия9.6:19.6:1
Диаметр цилиндра74 мм74.3 мм
Ход поршня77.4 мм77.4 мм

Технические характеристики 4E-FE

НаименованиеХарактеристики
ПроизводительShimoyama Plant
КонфигурацияL
Марка мотора4E-FE
Объём1.3 литра (1331 см куб)
Газораспределительный механизмDOHC
ВпрыскКарбюратор на первом поколении/инжектор — на втором и последующих поколениях, распределенный впрыск с электронным управлением
Мощность55-99 л.с.
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала74 кВт — (99 л.с.) / 6600 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала117 Н•м / 5200 об/мин
Диаметр цилиндра74
Ход поршня, мм77,4
Степень сжатия9,6
Количество цилиндров4
Количество клапанов16
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Расход топлива6.5 литра на каждые 100 км пробега в смешанном режиме
Рекомендованное минимальное октановое число бензина92
Масло для мотора5W-40

10W-40

Ресурс150+ тыс. км
Вес, кг105
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля