Тойотовский 1,3-литровый двигатель 4E FE
Содержание
Это 1,3-литровый четырёхцилиндровый 16-клапанный силовой агрегат, производимый Shimoyama Plant для японских Тойота. Дебютировал мотор 4E FE в 1989 году, выпускался 10 лет подряд.
Описание двигателя 4E-FE
Двигатель 4E-FE относится к серии E — линейке лучших новых моторов последнего столетия прошлого века. Модель самая малолитражная из аналогов, что дало возможность широко использовать её на целом ряде легковых автомобилей. Кроме того, ДВС этого типа достаточно надёжен, редко требует капитального ремонта раньше срока.
Производство агрегата началось в 1989 году. Двигатель 4E-FE пережил 2 рестайлинга. Один произошёл в 1994 году. Тогда увеличили диаметр цилиндров, зато упала мощность до 74 л. с. (до 1996 года было 88 л. с.). Затем в 1997 году было выпущено 3 поколение агрегата, развивающее максимальную мощность 82-85 л. с.
4E-FE — это четырёхтактный бензиновый агрегат, оснащённый электронным контроллёром системы впрыска — так называемой ЭСУВТ. Цилиндры расположены в ряд, поршни вращают один общий коленвал. Распредвалов используется два, они имеют верхнее расположение в ГБЦ.
Рассмотрим особенности этого агрегата:
- Коленчатый вал пятиопорный, имеет специальные противовесы для разгрузки подшипников. В нём проделаны специальные каналы для масла — через них смазка быстро подаётся к самым нагруженным частям механизмов;
- ГБЦ или головка блока цилиндров — из сплава алюминия, облегчённая;
- Свечи зажигания расположены во внутренней части цилиндров;
- Распредвалы приводятся в действие ремнём ГРМ, за состоянием которого нужно следить;
- БЦ изготовлен из чугуна. Это высокопрочный узел двигателя, который со временем может быть подвергнут расточке;
- Поршни двигателя 4E-FE из сплава алюминия. Они имеют углубления на днище, предотвращающие контакт с клапанами при обрыве ремня ГРМ. Пальцы поршней плавающего типа, 20-миллиметровые;
- Система охлаждения жидкостного типа, закрытая;
- Система смазки — комбинированная.
Регламент обслуживания 4E-FE
Техобслуживание двигателя 4E-FE достаточно простое — через каждые 10 тыс. км пробега рекомендуется проводить сервисную проверку. В этот период обязательна замена масла и фильтра. Если автомобиль эксплуатируется в тяжёлых условиях, и на двигатель падает много нагрузки, межсервисный интервал рекомендуется сократить до 8 тыс. км пробега.
Подробный регламент по обслуживанию приведён в таблице:
Проверка | Замена/регулировка | |
Масло | Каждые 500 км | Каждые 10 000 км |
Охлаждающая жидкость | Каждые 500 км | Каждые 30 000 км |
Масляный фильтр | Каждые 10 000 км | |
Свечи зажигания | Периодически | Каждые 10 000 км |
Ремни | Каждые 10 000 км | Каждые 20 000 км |
Воздушный фильтр | Каждые 10 000 км | Каждые 20 000 км |
Режим ХХ | Каждые 20 000 км | |
Клапаны ГРМ | Каждые 40 000 км | Каждые 40 000 км |
Топливный фильтр | Периодически | Каждые 80 000 км |
В регламенте обслуживания написано о том, какое масло подходит для двигателя 4E-FE. Производитель рекомендует лить всесезонное масло с вязкостью по SAE:
- летом 15W/40, 10W/30, 10W/40 или 20W/50;
- зимой 5W/40, 10W/40.
Что касается хладагента, то лучше использовать антифриз на основе этиленгликоля.
Обзор неисправностей 4E-FE
Вот какие неполадки часто наблюдаются:
- Двигатель может неожиданно заглохнуть во время движения. В этом случае надо снизить скорость, отведя машину в безопасное место. Затем снова попробовать запустить мотор. Главная причина этой неисправности — топливный насос не успевает обеспечить требуемое давление в магистрали. Поэтому повторный запуск часто оказывается удачным. Проверить неполадку бензонасоса можно так: открутить любой шланг топливосистемы прямо на стоянке. Если давления нет, значит, неисправен насос или клапан на рампе инжектора. Также возможно, что есть утечка бензина, и воздух попал в систему;
- Перегрев тоже не редкость для этого агрегата. В первую очередь надо смотреть на указатель ТОЖ. Кроме того, о перегреве сигнализируют такие признаки, как потеря тяги и легкий металлический стук;
- Жор масла — обычное дело на моторах с большим пробегом. Масло сгорает в цилиндрах двигателя, о чём свидетельствует белый выхлоп. Проблема решается заменой маслосъёмных колпачков;
- Троение ДВС возникает по причине прогара выпускного клапана. Надо снять ГБЦ, найти и заменить проблемный клапан, остальные, рабочие — притереть. Поставить новую прокладку, собрать на новых болтах, замерить компрессию.
Коды неисправностей
Они считываются по количеству вспышек индикатора Чек Энгин. Выводы разъёмов DLC1 или DLC3 должны быть при этом принудительно замкнуты, чтобы система азбукой шифров сообщила о той или иной проблеме. Если работа двигателя нормальная, то индикатор мигает с периодичностью 0,25 секунды. В случае неполадок он начинает мигать гораздо чаще, с паузами в 4-5 секунд.
Номер ошибки | Узел/деталь | Коды неисправности |
12
13 |
ДПКВ или датчик положения коленвала | Р0335
Р1335 |
14 | Система зажигания, катушки 1 и 2 | Р1300
Р13415 Р1305 Р1310 |
21 | Сигнал бедной ТВС от кислородного датчика | Р0135
Р0171 |
22 | ДТОЖ или датчик температуры охлаждающей жидкости | Р0115 |
24 | ДТВ или датчик температуры воздуха | Р0110 |
26 | Сигнал богатой ТВС | Р0172 |
41 | ДОДЗ или датчик положения дроссельной заслонки | Р0120
Р0121 |
49 | ДДТ или датчик давления топлива | Р0190
Р0191 |
52 | ДД или датчик детонации | Р0325 |
97 | Форсунки | Р1215 |
Варианты тюнинга 4E-FE
Двигатель 4E-FE часто переделывается тюнерами, которые всяческими способами стараются повысить его мощностные характеристики. Ниже приводится информация об отличиях двигателя и его аналогов, на которые стоит обратить внимание во время модернизации:
4E-FE | 4E-FTE | 5E-FE | 5E-FHE | |
Рабочий объём | 1331 куб. см | 1331 куб. см | 1496 куб. см. | 1496 куб. см. |
Мощность/крутящий момент, л.с/н.м | 85/117,6 | 135/156,8 | 94/132,3 | 115/135,2 |
Диаметр цилиндра | 74мм | 74мм | 74мм | 74мм |
Ход поршня | 77,4мм | 77,4мм | 87мм | 87мм |
Степень сжатия | 9.6 | 8.2 | 9.8 | 9.8 |
Кроме этого, у двигателей отличаются ГБЦ. Шпильку просто надо заменить болтом для распределителя. Разница также в клапанных крышках, распредвалах и впускном коллекторе.
Рассмотрим конкретные отличия между 4E-FE и 4E-FTE:
- Наличие проставки под масляный фильтр и поддона для слива масла с турбокомпрессора у 4E-FTE;
- Наличие ДПКВ и 32-зубчатого шкива коленвала у 4E-FE;
- Отличие шатунов некоторых поколений 4E-FE — они более тонкие.
Что требуется для проведения тюнинга:
- комплект поршней с пальцами от 4E-FTE;
- проставка под масляный фильтр (сэндвич);
- набор колец и прокладок от 4E-FTE;
- навесное оборудование для турбокомпрессора (шланги, подвод воздуха);
- маслоприёмник от 4E-FTE;
- отводящая трубка для масла;
- интеркулер с пайпингами;
- новая система выпуска (можно просто переделать на 4E-FE);
- впускной коллектор родной, дополненный датчиком температуры;
- новый ЭБУ от 4E-FTE;
- новый корпус термостата и клапанную крышку от 4E-FTE;
- 212-миллиметровый маховик от 4E-FTE.
Выше описан способ обычного тюнинга, который не снизит ресурса двигателя, но и прибавит мощностные характеристики только на 10-20 процентов. Чтобы увеличить максимальную мощность хотя бы до 300-320 л. с., потребуется заменить инжектор, систему выпуска и ЭБУ. Желательно установить блок управления BAcess. Настроенный под этот БУ компьютер, позволит снять все заводские ограничения и полностью раскрыть потенциал двигателя.
Бустапные мозги BAcess стоят дорого, заказывают их часто из Европы или США. Как правило, продаются они с разборки. Установка должна проводиться специалистами, так как после монтажа требуется профессионально осуществить ряд тестов.
Ещё один вариант тюнинга — провести свап. Приобрести контрактный 4E-FTE, учитывая огромный ресурс и отсутствие у него серьёзных неполадок. Желательно покупать моторы, пробег которых не перевалил за 150-тысячную отметку. В комплекте с ДВС должны идти необходимые навесные устройства.
Список моделей авто, в которые устанавливался 4E-FE
Мотор производился в 3-х поколениях, он устанавливался на различные модели Тойот:
- Starlet P80, P90 хэтчбеки 4 и 5 поколения;
- Corolla E100/110 7 и 8 поколения универсал и седан;
- Corsa L40, L50 рестайлинговый седан 4 поколения;
- Cynos L50 купе и открытый кузов 2 поколения;
- Sprinter E100, E110 седаны 7 и 8 поколения;
- Tercel L40, L50 седаны и хэтчбеки 4 и 5 поколения.
Перечень модификаций 4E-FE
Серия Е включает следующие варианты двигателей:
- Атмосферный вариант 4E-FE;
- 5E-FE — двигатель с увеличенным рабочим объёмом;
- 5E-FHE — ранняя модификация, которая была оснащена системой изменения геометрии и высоким редлайном;
- 4E-FTE — турбовая версия, классический мотор автомобиля Starlet GT.
Помимо этого, принято различать поколения 4E-FE:
Поколение | 1 | 2 | 3 |
Года выпуска | 1989-1996 | 1994 | 1997-1999 |
Объем | 1,3 литра | ||
Мощность | 88 л.с. | 74 л.с | 82-85 л.с. |
Крутящий момент | 117 Н*м при 5200 оборотах в минуту | 118 Н*м при 4400 оборотах в минуту | |
Степень сжатия | 9.6:1 | 9.6:1 | |
Диаметр цилиндра | 74 мм | 74.3 мм | |
Ход поршня | 77.4 мм | 77.4 мм |
Технические характеристики 4E-FE
Наименование | Характеристики |
Производитель | Shimoyama Plant |
Конфигурация | L |
Марка мотора | 4E-FE |
Объём | 1.3 литра (1331 см куб) |
Газораспределительный механизм | DOHC |
Впрыск | Карбюратор на первом поколении/инжектор — на втором и последующих поколениях, распределенный впрыск с электронным управлением |
Мощность | 55-99 л.с. |
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала | 74 кВт — (99 л.с.) / 6600 об/мин |
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала | 117 Н•м / 5200 об/мин |
Диаметр цилиндра | 74 |
Ход поршня, мм | 77,4 |
Степень сжатия | 9,6 |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Расход топлива | 6.5 литра на каждые 100 км пробега в смешанном режиме |
Рекомендованное минимальное октановое число бензина | 92 |
Масло для мотора | 5W-40
10W-40 |
Ресурс | 150+ тыс. км |
Вес, кг | 105 |