Как понять, что пора менять пружины подвески на автомобиле
Содержание
Как понять, что пора менять пружины подвески на автомобиле.
Подвеска автомобиля отвечает в первую очередь даже не за комфорт, а за управляемость. При общих высоких скоростях даже городского трафика это куда важнее. Прочие функции, в частности, грузоподъёмность шасси стоят на более низком уровне, хотя и тесно связаны с первыми двумя. При детальном рассмотрении ходовой части пружины подвески привлекают наибольшее внимание. Интуитивно именно они воспринимаются как главная составляющая.
Общее устройство подвески.
Ни одна деталь в конструкции тут не должна играть главную или второстепенную роль. Тем более, когда речь идёт о функциональных составляющих:
- узлы крепления подвесок к кузову или раме;
- направляющий аппарат, включающий рычаги, тяги, телескопические конструкции;
- устройства демпфирования энергетических всплесков;
- упругие элементы.
Пружины относятся к последнему пункту.
Роль пружин подвески в работе ходовой части.
В качестве упругих элементов могут быть применены и другие принципиально отличающиеся конструктивные решения:
- рессоры;
- торсионы;
- резиновые подушки;
- пневматические и гидропневматические узлы.
Назначение всего перечисленного – обратимая деформация под воздействием внешних сил. В некоторых случаях (рессоры) эти детали могут брать на себя и роль направляющего аппарата, передавая силы, действующие при разгоне, замедлении и повороте автомобиля на кузов. К пружинам это не относится.
Именно такое исполнение подвесок с пружинным упругим элементом обладает наибольшим перевесом плюсов над минусами. Они получаются компактными, технологичными, дешёвыми, но в то же время и эффективными в выполнении своей основной функции. Их можно делать не только с линейным нарастанием усилия по мере хода подвески на сжатие, но и прогрессивными. С ними легко регулировать жёсткость и дорожный просвет простым начальным поджатием или выбором иных значений диаметра прутка, его шага навивки или общей длины без нагрузки. Это важно при выпуске семейства машин на одном шасси, но с разными техническими характеристиками и назначением, а также при тюнинге.
Причины старения и поломок пружин подвески.
Простота пружинной подвески имеет и обратную сторону – компактные упругие элементы не так надёжны. Основную роль играет усталость металла. От миллионов циклов упругой деформации в нём образуется сеть микротрещин, которые могут разрастаться, меняя жёсткость изделия и приводя к поломкам витков.
Страдает деталь и от коррозии. Постоянно изменяющее свою форму изделие сложно защитить обычными видами покрытий, а сталь, используемая в них, не может быть выполнена нержавеющей, преобладать должны иные свойства металла.
При ударах и пробоях подвески дело доходит до соприкосновения витков, контакт получается жёстким, металл не выдерживает подобных пиковых нагрузок. Упругие отбойники не всегда справляются. Подвески с запасом по прочности делать можно, но в массовом производстве гражданских машин это не оправдано экономически.
Когда и почему надо менять пружины подвески.
При поломках вопросов не возникает. Машина припадает на один из углов кузова, что хорошо заметно даже при одном поломанном крайнем витке. Тем более это легко диагностируется при осмотре.
Но не следует дожидаться разрушения прутка, неизвестно чем такое может закончиться. Замену комплекта пружин лучше производить по пробегу или при заметном снижении жёсткости. Последнее определяется по замеру дорожного просвета на контрольно загруженном автомобиле. Не всегда подобные сведения легко найти, тем более в достоверном варианте. Рекомендуется произвести замеры на новых пружинах, но уже прошедших предварительную обкатку.
После первой сотни километров пробега деталь занимает своё место и обминается до рабочей длины. Измерить можно просвет под днищем в любом месте или расстояние от кромки колёсной арки до центра колеса. Если это значение изменилось примерно на пару сантиметров при той же нагрузке со временем – пружины пора менять. Величина примерная, приведена для большинства гражданских легковых автомобилей. Естественно, спорткары надо рассматривать индивидуально, у них и сантиметр будет критической просадкой.
Более точные сведения можно почерпнуть из ремонтной документации автомобиля. Там будут рекомендации по отбраковке пружин как при замерах на автомобиле, так и более точных – нагружении снятых деталей прессом с калиброванным усилием.
Вопросы выбора и типичные ошибки при замене пружин подвески автомобиля.
Производителя пружин следует проверять по отзывам в сети. Доверять можно буквально нескольким фирмам, поставляющим продукцию на конвейеры и в розницу. Они хорошо известны, а их товары дешёвыми не назвать. Но и служить они смогут долго, и уж точно не сломаются на первых сотнях километров пробега.
Основная ошибка – рассмотрение замены пружин отдельно от подвески в целом.
Как правило, одновременно с их заменой надо провести полную ревизию ходовой части. Скорее всего следует поменять амортизаторы и сайлентблоки подвески, это критично для обеспечения нормального срока службы.
Пружины в подвеске – детали очень долговечные и при правильных конструктивных решениях и высоком качестве изготовления проблем с ними не бывает. Поломки происходят крайне редко и только на самых бюджетных автомобилях или при полном игнорировании признаков «усталости». Но внимание уделять им надо при каждой проверке ходовой части, поскольку последствия могут быть опасными и непредсказуемыми.
Читать еще: Подробное устройство автомобиля для начинающих.