Двигатель Volkswagen AJM (Volkswagen AG, Audi AG) (AJM 115 HP, AJM 116 HP) (1896)

Содержание

Концерн Volkswagen AG предоставил покупателям VW Passat широкую линейку моторов. Для обеспечения возможности приобретения автомобиля с дизельной силовой установкой перед дочерней компанией Audi Hungaria Motor Kft была поставлена задача разработать мотор ajm. Характеристики двигателя оказались настолько впечатляющими, что руководство приняло решение о серийной установке моторов не только на свою собственную продукцию, но и на автомобили, выпускаемые под логотипом  Audi.

Двигатель ajm установленный на Volkswagen Passat Variant 1.9 TDI
Двигатель ajm установленный на Volkswagen Passat Variant 1.9 TDI

Описание особенностей двигателя

Двигатель ajm проектировался для расширения возможности выбора у покупателей Volkswagen Passat. Первое серийное применение силовой установки зафиксировано в 1996 году. Наибольшую популярность мотор получил в 1999-2001 году. Технические характеристики позволили обеспечивать хорошую динамику, что привело к появлению ajm на автомобилях дочерней компании Audi AG.

Особенностью двигателей ajm является отсутствие топливного насоса высокого давления, так как головка блока цилиндров имеет насос-форсунки. Дизтопливо в них сдавливается с большим усилием, что приводит к его нагреву. Мотор ajm имеет специальную схему охлаждения топлива перед возвратом в бак. Схема снижения температуры дизтоплива изображена ниже. Система охлаждения позволяет не только уберечь датчик указания запаса солярки от термического разрушения, но и уменьшить расход топлива.

Технология охлаждения топлива, применяемая на моторах ajm
Технология охлаждения топлива, применяемая на моторах ajm

Еще одним важным конструктивным решением, примененным изготовителем на силовой установке ajm, является использование трапециевидных сопрягающихся поверхностей поршней. Это позволило более равномерно распределить нагрузку на пальцы и шатуны. Благодаря такой конструкции двигатель стал менее чувствительным к тому? какое масло лить и капитальный ремонт стал требоваться при большем пробеге, чем в случае с параллельно сопрягающимися поверхностями.

Трапециевидные сопрягающиеся поверхности поршней двигателя ajm
Трапециевидные сопрягающиеся поверхности поршней двигателя ajm

В процессе выпуска мотора производилась форсировка двигателя путем установки турбокомпрессора. Выходящие с завода данные силовые установки не могли похвалится существенным увеличением мощности. Под капотом турбированных автомобилей находилось 116 лошадей. Большую мощность получить не удавалось, так как двигатель выходил за рамки экологических норм либо начинал расти расход топлива.

Регламент технического обслуживания силовой установки

По заверениям производителя двигатель не очень требователен к техническому обслуживанию. Важно соблюдать то, что рекомендует мануал, и двс долго не потребует капремонт. Все мероприятия по обслуживанию мотора не сложно выполнить своими руками.

Первое, на что следует обращать внимание при обслуживании — это какое масло использовать. В двигатель рекомендовано заливать смазку с вязкостью 5W-30, 5W-40. Важно, чтобы масло было предназначено для дизельных двигателей.  Замену масла рекомендуется производить через 5-10 тыс. км пробега в зависимости от условий эксплуатации.

Свечи накаливания на ajm имеют большой ресурс. Очень часто они остаются работоспособными даже при отправке мотора на капремонт. Данной надежности может позавидовать выпускной коллектор. Тяжелые условия работы очень часто приводят к его повреждениям, когда одометр показывает 30-40 тыс. км пробега.

Масляный фильтр требует регулярной смены при замене масла. Воздушный фильтр способен отходить 15-20 тыс. км. Его несвоевременная замена увеличивает объёмы потребляемого топлива.

Конструкция мотора такова, что распредвал испытывает дополнительную нагрузку из-за насос-форсунок. При этом повреждения в приводе ГРМ ведут к ситуации, когда поршнями гнет клапана, поэтому газораспределительный механизм требует к себе внимания каждые 60 тыс. километров. Автовладельцы советуют сократить данный интервал вдвое.

Обзор неисправностей и способы их ликвидации

Если в бензиновых двигателях сниженная компрессия вызывает повышенный расход масла, то в дизельном моторе она способна полностью вывести его из строя. Связанно это с тем, что воспламенение топлива возможно лишь, когда степень сжатия равна 18.

Неверно выбранное масло для ajm ускоряет приближение капремонта. Причиной этого является чрезмерный износ, которому подвергаются поршни, цилиндры, маслосъемные колпачки, коленвал, масляная помпа. Двигатель также чувствителен к тому, какой объем масла залит. Отклонение в ту или иную сторону ведет к голоданию и неприятным последствиям.

Демонтаж силовой установки для проведения капремонта
Демонтаж силовой установки для проведения капремонта

Устройство дизельного мотора сводит к минимуму проблемы, которые способно вызвать зажигание. Система достаточно проста и не требует вмешательства водителя. Встречающиеся поломки свечей накаливания являются больше исключением, чем нормой для двигателей ajm.

Несвоевременная регулировка клапанов повышает нагрузку на впускной коллектор. Особо быстро появляются его повреждения если производился тюнинг двигателя. Отремонтировать двс в таком случае возможно лишь заменой прогоревших деталей.

Навесное оборудование и маховик крайне редко требуют к себе внимания. Проблемы возникают только если владелец пытался увеличить мощность неправильным способом. При обычной эксплуатации их ресурс сопоставим с ресурсом двигателя.

Варианты тюнинга силового агрегата ajm

Основной тюнинг мотора заключается в следующем:

  • Установка турбины. Применимо на атмосферном ajm;
  • Переборка ЦПГ. Вес поршней, коленвала, шатунов уменьшается;
  • Перепрошивка электронного блока управления двигателем. Описание процесса и программное обеспечение можно взять в тюнинговых центрах. Также возможна самостоятельная настройка параметров при наличии должных знаний у автовладельца.
Система управления двигателем
Система управления двигателем

В отличие от механической переделки силовой установки, изменение параметров в ЭБУ является  более простым для начинающих любителей увеличения мощности. Такой тюнинг редко приводит к серьезным неприятностям. Даже если в результате программирования будет нарушен порядок работы цилиндров, то возврат к заводским настройкам избавит от невозможности запустить мотор.

Несмотря на возможность вернуть старое ПО, браться за перепрограммирование электронного модуля без понимания настроек не стоит. Некоторые изменения способны не только ухудшить динамические показатели, увеличить расход топлива, но и отрицательным образом могут сказаться на ресурсе силовой установки. Продолжительная эксплуатация авто с неверными настройками закончится капремонтом.

Список моделей авто, в которые устанавливался двигатель

Силовой агрегат ajm применялся на следующих автомобилях Volkswagen:

  • VW Bora седан;
  • VW Bora универсал;
  • VW Golf IV;
  • VW Golf IV Variant;
  • VW Passat седан;
  • VW Passat универсал.

Успех моторов привел к их применению на авто дочерней компании Audi:

  • Audi A4;
  • Audi A6.

За пределами концерна Volkswagen AG двигатель не использовался. Технологии, примененные в  ajm использовали и в последующих моделях. Частично некоторые конструктивные решения можно встретить в китайских силовых установках.

Перечень модификаций мотора ajm

Двигатель имел основные модификации:

  • ajm 115 hp, дизель, используемый на седанах;
  • ajm 116 hp, создаваемый для универсалов. Не имел существенного изменения параметров на фоне предыдущей модели.

Двигатель первоначально вышел без конструктивных недочетов. Небольшая модернизация производилась на протяжении всего выпуска. Новой аббревиатуры моторы не получали, так как оставались полностью взаимозаменяемыми.

Технические характеристика двигателя ajm

Производство Audi Hungaria Motor Kft.

Salzgitter Plant

Puebla Plant

Марка двигателя ajm
Годы выпуска 1996-2001
Материал блока цилиндров чугун
Система питания система впрыска

топлива с насос-форсунками

Тип рядный
Количество цилиндров 4
Клапанов на цилиндр 2
Ход поршня, мм 95.5
Диаметр цилиндра, мм 79.5
Степень сжатия 18
Объем двигателя, куб.см 1896
Мощность двигателя, л.с./об.мин 115/4000

116/4150

Крутящий момент, Нм/об.мин 285/1900
Топливо цетановое число не менее 49
Экологические нормы Евро 4
Вес двигателя, кг
Расход  топлива, л/100 км (для Volkswagen Passat универсал)

— город

— трасса

— смешан.

 

7.61

5.76

6.74

Расход масла, гр./1000 км  до 600
Масло в двигатель 5W-30
5W-40
Сколько масла в двигателе, л 3.5
Замена масла проводится, км  15000
(лучше 7500)
Рабочая температура двигателя, град. 90-95
Ресурс двигателя, тыс. км

— по данным завода

— на практике

 

250+

Тюнинг

— потенциал

— без потери ресурса

 

Двигатель устанавливался VW BORA седан

VW BORA универсал

VW GOLF IV

VW GOLF IV Variant

VW PASSAT седан

VW PASSAT универсал

Audi A4

Audi A6

Двигатель показал себя экономичным и надежным. Он использовался не в одном поколении автомобилей концерна Volkswagen AG. Последующие силовые установки разрабатывались с учетом конструктивный решений, использованных в двигателе  ajm.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них