Двигатель Toyota 5VZ FE 3,4 л/190 л. с.

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.
Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.

Серия VZ производителя Toyota включает пять модификаций объемом 2 – 3,4 л с V-образным расположением 6 цилиндров. Серия стала прямым конкурентом моторов VG концерна Nissan, ее проектировала компания Yamaha по заказу Toyota.

Внутри серии двигатель 5VZ FE имеет:

  • самые большие объемы цилиндров 3,4 л;
  • двухвальные головки ГБЦ по схеме DOHC V24;
  • ременную передачу ГРМ;
  • кованый коленвал из стали;
  • чугунный блок цилиндров с гильзами внутри него.
ДВС 5VZ-FE
ДВС 5VZ-FE

Это обеспечивает максимальное значение эксплуатационных параметров ДВС. Несмотря на то, что мануал содержит пошаговые инструкции, капремонт собственными силами очень сложен из-за большого веса.

Технические характеристики 5VZ FE 3,4 л

Задание на разработку серии VZ моторов Toyota получила компания Yamaha. Внутри этой серии схема двигателя имела вид 6 цилиндров, расположенных V-образно с развалом 60 градусов. Рабочий объем цилиндров в двигателе 5VZ максимальный – 3,4 л, а впрыск топлива распределенный, что и указано в маркировке FE.

Ременный привод ГРМ 5VZ-FE
Ременный привод ГРМ 5VZ-FE

Изначально требовалось увеличить мощность силового привода, поскольку он разрабатывался для тяжелых эксплуатационных условий, поэтому увеличилась длина каналов впускного коллектора и фаза открытия впускных клапанов за счет соответствующей конфигурации кулачков распредвалов.

Схема газораспределения DOHC 24V
Схема газораспределения DOHC 24V

Важной особенностью является отсутствие соударения поршня/клапана при обрыве ременного привода. Другими словами, мотор 5VZ FE не гнет клапана. Из-за сложной и массивной конструкции мотора форсировка возможна исключительно за счет нагнетателя или турбины. Механическая модернизация имеющихся систем своими руками в данном случае обходится неоправданно дорого.

Все технические характеристики 5VZ FE представлены в нижней таблице:

ИзготовительToyota Motor Manufacturing Alabama
Марка ДВС5VZ FE
Годы производства1995 – 2004
Объем3378 см3 (3,4 л)
Мощность140 кВт (190 л. с.)
Момент крутящий298 Нм (на 3600 об/мин)
Вес190 кг
Степень сжатия9,6
Питаниеинжектор
Тип мотораV-образный бензиновый
Зажиганиекоммутаторное, бесконтактное
Число цилиндров6
Местонахождение первого цилиндраТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре4
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Впускной коллектордюралевый, длинный
Выпускной коллекторлитой чугунный
Распредвал2 впускных, 2 выпускных, смещение фаз вниз
Материал блока цилиндровчугун
Диаметр цилиндра93,5 мм
ПоршниTeikin 13101-62060-01 STD
Коленвал5 опор, 4 противовеса
Ход поршня82 мм
ГорючееАИ-95
Нормативы экологииЕвро-5
Расход топливатрасса – 11 л/100 км

смешанный цикл 14 л/100 км

город – 20 л/100 км

Расход масламаксимум 1 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости5W30, 5W40, 0W30, 10W30
Какое масло лучше для двигателя по производителюLiqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для 5VZ FE по составузимой синтетика, летом полусинтетика
Объем масла моторного5,3 л
Температура рабочая90°
Ресурс ДВСзаявленный 250000 км

реальный 350000 км

Регулировка клапановшайбы
Система охлажденияпринудительная, антифриз
Объем ОЖ3,4 л
ПомпаAisin WPT-063
Свечи на 5VZ FEBKR5EKB11 от NGK или K16TR11 Denso
Зазор свечи1,1 мм
Ремень ГРМGates T271
Порядок работы цилиндров1-2-3-4-5-6
Воздушный фильтрNipparts J1322057, Stellox 71-01823-SX, PMC PAF-010
Масляный фильтрAlco SP-994, Blue Print ADT32108, Fiaam FT5161A, Febi 27147, Champion COF100165S
МаховикОблегченный, 10 посадочных отверстий
Болты крепления маховикаМ12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачкиToyota 90913-02095 впускные

Toyota 90913-02103 выпускные

Компрессияот 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 25 Нм

маховик – 79 Нм

болт сцепления – 53 Нм

крышка подшипника – 68 Нм (коренной) и 53 Нм (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 31 Нм + 90° + 90°

В руководство пользователя включены графики ТО, описание характеристик и пошаговые алгоритмы ремонта силового привода. Изготавливался мотор в течение долгих лет, запчасти и комплектующие выпускаются по сей день.

Особенности конструкции

Разработанный специалистами Yamaha по заказу производителя Toyota двигатель 5VZ FE обладает следующими особенностями конструкции:

  • цилиндры изготовлены внутри чугунного блока из чугунных гильз, что позволяет выполнить капитальный ремонт несколько раз по мере износа;
  • алюминиевая головка блока цилиндров и впускной коллектор;
  • чугунный выпускной коллектор и стальной кованный коленвал;
  • система воздушного охлаждения мотора использует вискомуфту, а не ременный привод;
  • все навесное оборудование имеет высокий ресурс;
  • в обеих головках ГБЦ стоит по два распредвала по схеме газораспределения DOHC 24V;
  • привод ГРМ осуществляется зубчатым ремнем, натяжение которого регулируется автоматически;
  • помимо охладителя антифриза имеется масляный радиатор;
  • толкатели клапанов тарельчатые, регулировочные шайбы находятся под ними.
Блок цилиндров 5VZ-FE
Блок цилиндров 5VZ-FE
Вискомуфта 5VZ-FE
Вискомуфта 5VZ-FE

В системе зажигания DIS-3 использованы 3 катушки для каждых двух цилиндров. Используемая в большинстве моторов серии VZ изменяемая геометрия впускного тракта ACIS здесь не устанавливалась. Гидрокомпенсаторов нет, поэтому после 30 – 40 тысяч пробега необходима регулировка тепловых зазоров клапанов.

Плюсы и минусы

Изначально устройство ДВС V-образного типа значительно сложнее рядных четверок и шестерок. Основными недостатками конструкции 5VZ-FE являются:

  • повышенный расход масла и бензина;
  • склонность к перегреву блока и трещинообразования ГБЦ;
  • сложная процедура замены ремня ГРМ, так как придется снять навесное оборудование.
Регулировка клапанов 5VZ-FE
Регулировка клапанов 5VZ-FE

С другой стороны, мотор идеально подходит для автоматических и механических КПП и «раздаток» нескольких типов. Запаса мощности хватает с избытком даже для тяжелых пикапов и микроавтобусов. Допускается применение топлива АИ-92, снижены требования к качеству смазки, так как здесь нет гидротолкателей и гидромуфт регулировки фаз.

Вискомуфта считается изобретением «для ленивых» водителей, работает в любые морозы, но является достаточно капризным узлом мотора. Даже в тяжелых условиях эксплуатации расход топлива укладывается в показатель 20 л/100 км, по трассе составляет около 13 л/100 км. По оценкам водителей движок 5VZ-FE имеет рейтинг +4 балла.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Задумывался мотор 5VZ FE в качестве силового привода грузовиков, автобусов и внедорожников производителя Toyota:

  • 4Runner – внедорожник со съемным верхом, 1999 – 2002 г., 3 поколение, кузов №180;
  • Grand Hiace – минивэн, 1999 – 2002 г., 1 поколение, кузов xH10;
  • Granvia – минивэн, 1997 – 1999 г. рестайлинг 1 поколения и 1999 – 2002 второй рестайлинг первого поколения, кузов xH10;
  • Hilux Surf – среднеразмерный рамный пикап, 1995 – 2000 г. 3 поколение и рестайлинг, 2000 – 2005 г. 3 поколение второй рестайлинг, кузов №180 и 210;
  • Land Cruiser Prado – внедорожник рамный среднеразмерный, 1995 – 2009 г., 2 и 3 поколения, кузов J90 и J120;
  • Т-100 – среднегабаритный двухдверный пикап;
  • Tundra – полноразмерный четырехдверный пикап;
  • Tacoma –среднегабаритный четырехдверный пикап.
Toyota Hilux Surf
Toyota Hilux Surf

В РФ характеристики двигателя идеально подошли представительскому авто ГАЗ 3111 Волга. Очень часто силовой привод монтируют на УАЗ «буханка» или грузового исполнения без каких-либо доработок.

Регламент обслуживания 5VZ FE 3,4 л/190 л. с.

Чтобы двигатель 5VZ FE прослужил больше 300 тысяч км, необходимо придерживаться следующего графика ТО:

  • заниматься регулировкой тепловых клапанных зазоров рекомендовано после 30000 пробега;
  • ремень ГРМ и навесного положено менять через 90000 км;
  • производитель рекомендует замену моторного масла и масляного фильтра каждые 7500 км;
  • изготовителем очистка вентиляции картера предусмотрена раз в 2 года;
  • согласно инструкциям производителя, картридж воздухофильтра подлежит замене ежегодно;
  • топливного фильтра хватает на 40000 пробега;
  • срок службы свечей зажигания в системе DIS-3 движков ограничен 20000 пробега;
  • представители завода советуют менять антифриз после 40000 км;
  • стенки впускного коллектора начинают прогорать уже через 60000 км.
Обслуживание 5VZ-FE
Обслуживание 5VZ-FE

Периодически ломается вискомуфта воздушной системы охлаждения, поэтому ее следует осматривать регулярно.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

Изначально поршни выполнены без цековки, поэтому мотор 5VZ FE во время внезапного обрыва ГРМ ремня гнет клапана. Для этого силового привода характерны следующие неполадки:

Перегрев1) засорение радиатора

2) поломка термостата

1) промывка радиатора

2) замена термостата

Протечки ОЖпорыв прокладки ГБЦзамена прокладки ГБЦ
Стук внутри блокаизнос шатунных вкладышейзамена шатунных вкладышей
Ремонт 5VZ-FE
Ремонт 5VZ-FE

Вентилятор системы воздушного охлаждения приводится в действие вискомуфтой. Этот узел выходит из стоя чаще ременного привода, но более комфортен в эксплуатации.

Варианты тюнинга мотора

В семействе VZ моторов Toyota двигатель 5VZ FE обладает максимальным объемом, поэтому, производя его тюнинг, следует учесть следующие нюансы:

  • из-за V-образной конструкции количество ГБЦ и элементов ГРМ, впускного и выпускного тракта увеличено вдвое;
  • модернизация обойдется слишком дорого, окажется экономически неэффективной;
  • в 90% случаев применяется КИТ набор для наддува турбиной или компрессором.
Тюнинг 5VZ-FE
Тюнинг 5VZ-FE

Наддувный тюнинг производится по схеме:

  • монтаж форсунок 2JZ-GE с высокой производительностью;
  • установка компрессора М62 производителя Eaton.

На штатных поршнях такой тюнинг позволит получить около 250 л, с. Еще 20 л. с. добавит увеличение наддува до 0,6 бар и замена шкива 2,2 дюймовым аналогом. Однако придется использовать топливо с высоким октановым числом АИ-98. Максимальные 300 л. с. получаются при снижении степени сжатия, увеличении наддува до 0,75 бар, установки шкивов 2 дюйма и спортивного выхлопа без каталитического нейтрализатора.

Таким образом, внутри в целом неудачной серии VZ мотор производителя Toyota исполнения 5VZ-FE является вполне адекватным силовым приводом для тяжелых пикапов, вседорожников и микроавтобусов. Основными характеристиками являются 298 Нм крутящего момента и 190 л. с., эксплуатационный ресурс от 250000 км пробега и высокая ремонтопригодность.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля

Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы