Двигатель Toyota 4A FE 1,6 л/110 л. с.

По надежности, популярности и распространенности моторы А-серии не уступают силовым приводам Toyota S-серии. Создавался двигатель 4A FE под автомобили классов C и D, то есть многочисленные модификации и рестайлинговые версии Carina, Corona, Caldina, Corolla и Sprinter. Изначально ДВС не имеет сложных узлов, может ремонтироваться и обслуживаться силами владельца в гараже без посещения СТО.

ДВС 4A FE

В базовой версии изготовителем заложено 115 л. с., но для некоторых рынков рекомендовано искусственное занижение мощности до 100 л. с. для уменьшения транспортного налога и страховых взносов. В мануал входит описание параметров заглушенного двигателя, на любом этапе эксплуатации пользователь может увеличить мощность до базовых заводских характеристики. Для этого потребуется форсировка путем перепрошивки версии программного обеспечения ЭБУ.

Технические характеристики 4A FE 1,6 л/110 л. с.

Маркировка в двигателе производителя Toyota полностью информативна, хотя и немного зашифрована. Например, на наличие 4 цилиндров указывает не цифра, а латинская F, первая буква A обозначает серию мотора. Таким образом, 4A-FE расшифровывается следующим образом:

  • 4 – в своей серии мотор разработан четвертым по счету;
  • A – одна буква указывает на то, что с завода он начал выходить до 1990 года;
  • F – схема двигателя четырехклапанная, привод на один распредвал, передача вращения от него второму распредвалу, отсутствие форсировки;
  • E – многоточечный впрыск.
Распределенный впрыск
Распределенный впрыск

Другими словами, особенностью этих движков является «узкая» ГБЦ и схема газораспределения DOHC. С 1990 года произведена модернизация силовых приводов для перевода их на бензин с низкооктановым числом. Для этого использовалась система питания LeanBurn, позволяющая обеднять топливную смесь.

Система LeanBurn
Система LeanBurn

Для ознакомления с возможностями мотора 4A FE его технические характеристики сведены в таблицу:

ИзготовительTranjin FAW Engines Plant №1, North Plant, Deeside Engine Plant, Shimoyama Plant, Kamigo Plant
Марка ДВС4A FE
Годы производства1982 – 2002
Объем1587 см3 (1,6 л)
Мощность82 кВт (110 л. с.)
Момент крутящий145 Нм (на 4400 об/мин)
Вес154 кг
Степень сжатия9,5 – 10,0
Питаниеинжектор
Тип моторарядный бензиновый
Зажиганиемеханическое, трамблер
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндраТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре4
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Впускной коллектордюралевый
Выпускной коллекторстальной сварной
Распредвалфазы 224/224
Материал блока цилиндровчугун
Диаметр цилиндра81 мм
Поршни3 ремонтных размера, оригинальные с цековкой под клапаны
Коленваллитой чугунный
Ход поршня77 мм
ГорючееАИ-92/95
Нормативы экологииЕвро-4
Расход топливатрасса – 7,9 л/100 км

смешанный цикл 9 л/100 км

город – 10,5 л/100 км

Расход масла0,6 – 1 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости5W30, 15W40, 10W30, 20W50
Какое масло лучше для двигателя по производителюBP-5000
Масло для RD28T по составузимой синтетика, летом полусинтетика
Объем масла моторного3 – 3,3 л в зависимости от автомобиля
Температура рабочая95°
Ресурс ДВСзаявленный 300000 км

реальный 350000 км

Регулировка клапановгайки, шайбы
Система охлажденияпринудительная, антифриз
Объем ОЖ5,4 л
ПомпаGMB GWT-78A 16110-15070, Aisin WPT-018
Свечи на RD28TBCPR5EY от NGK, Champion RC12YC, Bosch FR8DC
Зазор свечи0,85 мм
Ремень ГРМBelt Timing 13568-19046
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрMann C311011
Масляный фильтрVic-110, Mann W683
Маховиккрепление на 6 болтов
Болты крепления маховикаМ12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачкипроизводитель Goetze, впускные светлые

выпускные темные

Компрессияот 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 25 Нм

маховик – 83 Нм

болт сцепления – 30 Нм

крышка подшипника – 57 Нм (коренной) и 39 Нм (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 29 Нм, 49 Нм + 90°

Руководство по эксплуатации производителя Тойота рекомендует производить замену масла через 15000 км. На практике это делают вдвое чаще или, хотя бы, после прохождения 10000 пробега.

Особенности конструкции

В своей серии двигатель 4A FE имеет средние характеристики и обладает следующими конструктивными особенностями:

  • рядное расположение 4 цилиндров, расточенных непосредственно в теле чугунного блока без гильз;
  • два верхних распредвала по схеме DOHC для управления газораспределением через 16 клапанов внутри алюминиевой ГБЦ;
  • привод ремнем одного распредвала, передача вращения с него на второй распредвал зубчатым колесом;
  • муфта VVTi для регулировки фаз впрыска, управление клапанами без гидрокомпенсаторов;
  • трамблерное распределение зажигания с одной катушки за исключением поздних версий LB, в которых для каждой пары цилиндров стояла своя катушка по схеме DIS-2;
  • варианты моторов для низкооктанового топлива LB имеют меньшую мощность и крутящий момент – 105 л. с. и 139 Нм., соответственно.
Схема газораспределения DOHC
Схема газораспределения DOHC

Клапаны мотор не гнет, как и вся серия А, поэтому капитальный ремонт при внезапном обрыве ремня ГРМ делать не придется.

Перечень модификаций ДВС

Существовало три версии силового привода 4A FE со следующими конструктивными особенностями:

  • Gen 1 – производился в период 1987 – 1993 г., обладал мощностью 100 – 102 л. с., имел электронный впрыск;
  • Gen 2 – впускался в 1993 – 1998 годах, имел мощность 100 – 110 л. с, изменилась схема впрыска, ШПГ, впускного коллектора, головка блока цилиндров модернизирована под новые распредвалы, добавлено оребрение клапанной крышки;
  • Gen 3 – годы выпуска 1997 – 2001, мощность увеличена до 115 л. с. за счет изменения геометрии впускного и выпускного коллектора, ДВС применялся только для машин внутреннего рынка.
Изменение формы впускного тракта для модификации Gen 3
Изменение формы впускного тракта для модификации Gen 3

Заменило руководство компании мотор 4A FE новым семейством силовых приводов 3ZZ FE.

Плюсы и минусы

Основным преимуществом конструкции 4A FE является тот факт, что поршень не гнет клапана в момент обрыва ГРМ привода. Остальными достоинствами являются:

  • наличие запчастей;
  • низкий эксплуатационный бюджет;
  • высокий ресурс;
  • возможность самостоятельного ремонта/обслуживания, так как навесное оборудование не мешает этому;
  • надежная конструкция коленвала и муфты VVTi.
Конструкция муфты VVTi для регулировки фаз
Конструкция муфты VVTi для регулировки фаз

Основным недостатком является система LeanBurn – на внутреннем рынке Японии такие машины считаются очень экономичными, особенно в пробках. Для бензина РФ они практически не пригодны, поскольку на средних оборотах наблюдается провал мощности, излечить который не удается. Моторы становятся чувствительными к качеству топлива и масла, состояния высоковольтных проводов, наконечников и свечей.

Блок цилиндров 4A-FE
Блок цилиндров 4A-FE

Из-за неплавающей посадки поршневого пальца и повышенного износа постелей распредвалов капремонт случается чаще, однако его можно выполнить своими руками. Производителем использовано высокоресурсное навесное оборудование, силовой привод имеет три модификации, в которых сохранены объемы камер сгорания.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Изначально мотор 4A FE создавался исключительно для автомобилей японского производителя Toyota:

  • Carina – V поколение в кузове Т170 седан 1988 – 1990 и 1990 – 1992 (рестайлинг), VI поколение в кузове Т190 седан 1992 – 1994 и 1994 – 1996 (рестайлинг);
  • Celica – V поколение в кузове Т180 купе 1989 – 1991 и 1991 – 1993 (рестайлинг);
  • Corolla (европейский рынок) – VI поколение в кузове Е90 хетчбэк и универсал 1987 – 1992, VII поколение в кузове Е100 хетчбэк, седан и универсал 1991 – 1997, VIII поколение в кузове Е110 универсал, хэтчбэк и седан 1997 – 2001;
  • Corolla (внутренний рынок Японии) – 6, 7 и 8 поколение в кузовах Е90, Е100 и Е110 седан/универсал 1989 – 2001 годов, соответственно;
  • Corolla (американский рынок) – 6 и 7 поколение в кузовах Е90 и Е100 универсал, купе и седан 1988 – 1997 годов, соответственно;
  • Corolla Ceres – I поколение в кузове Е100 седан 1992 – 1994 и 1994 – 1999 (рестайлинг);
  • Corolla FX – III поколение в кузове Е10 хетчбэк;
  • Corolla Levin – 6 и 7 поколение в кузовах Е100 и Е100 купе 1991 – 2000 годы;
  • Corolla Spacio – I поколение в кузове Е110 минивэн 1997 – 1999 и 1999 – 2001 (рестайлинг);
  • Corona – IX и X поколение в кузовах Т170 и Т190 седан 1987 – 1992 и 1992 – 1996 годов, соответственно;
  • Sprinter Trueno – 6 и 7 поколение в кузовах Е100 и Е110 купе 1991 – 1995 и 1995 – 2000 годов, соответственно;
  • Sprinter Marino – I поколение в кузове Е100 седан 1992 – 1994 и 1994 – 1997 (рестайлинг);
  • Sprinter Carib – II и III поколение в кузовах Е90 и Е110 универсал 1988 – 1990 и 1995 – 2002 годов, соответственно;
  • Sprinter – 6, 7 и 8 поколения в кузовах АЕ91, У100 и Е110 седан 1989 – 1991, 1991 – 1995 и 1995 – 2000 годов, соответственно;
  • Premio – I поколение в кузове Т210 седан 1996 – 1997 и 1997 – 2001 (рестайлинг).
Geo Prizm
Geo Prizm

Стоял этот мотор в Toyota AE86, Caldina, Avensis и MR2, характеристики двигателя позволили комплектовать им автомобили Geo Prizm, Chevrolet Nova и Elfin Type 3 Clubman.

Регламент обслуживания 4A FE 1,6 л/110 л. с.

Рядный бензиновый двигатель 4A FE необходимо обслуживать в следующие сроки:

  • ресурс моторного масла составляет 10000 км, затем необходима замена смазки и фильтра;
  • топливный фильтр подлежит замене после 40000 пробега, воздушный в два раза чаще;
  • срок службы АКБ устанавливается производителем, в среднем составляет 50 – 70 тысяч км;
  • свечи следует менять через 30000 км, а проверять ежегодно;
  • вентиляцию картера и регулировку тепловых зазоров клапанов производят на рубеже 30000 пробега авто;
  • замена антифриза происходит после 50000 км, осматривать шланги и радиатор нужно постоянно;
  • выпускной коллектор может прогореть через 100000 км пробега.
Замена ремня ГРМ
Замена ремня ГРМ

Изначально несложное устройство ДВС позволяет производить ТО и ремонт собственными силами в гараже.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

В силу конструкционных особенностей мотор 4A FE подвержен следующим «болезням»:

Стук внутри ДВС1)при большом пробеге износ поршневых пальцев

2)при незначительном нарушение тепловых зазоров клапанов

1)замена пальцев

2)регулировка зазоров

Повышение расхода маславыработка маслосъемных колпачков или колецдиагностика и замена расходников
Мотор заводится и глохнетнеисправность топливной системыпрочистка форсунок, трамблера, бензонасоса, замена топливного фильтра
Плавающие оборотызасорение вентиляции картера, дроссельной заслонки, форсунок, износ РХХпрочистка и замена свечей, форсунок, регулятора холостого хода
Повышенная вибрациязасор форсунок либо свечейзамена форсунок, свечей
Ремонт 4A-FE
Ремонт 4A-FE

Пробелы с оборотами ХХ и запуском двигателя возникают после выработки ресурса датчиков или их поломки. Из-за прогоревшего лямбда-зонда может увеличиться расход топлива и образоваться нагар на свечах. На некоторые автомобили Toyota  устанавливались движки с системой Lean Burn. Владельцам можно заливать бензин с низким октановым числом, но межремонтный период при этом снижается на 30 – 50%.

Варианты тюнинга мотора

Внутри своей серии силовых приводов Toyota двигатель 4A FE считается непригодным для модернизации. Обычно тюнинг производится для версий 4A GE, у которой, кстати существует турбированный до 240 л. с. аналог. Даже при установке турбо кит на 4A FE получится максимум 140 л. с., что несоизмеримо с начальными вложениями.

Однако возможен атмосферный тюнинг следующим способом:

  • снижение степени сжатия за счет замены коленвала и ШПГ;
  • шлифовка ГБЦ, увеличение диаметра клапанов и седел;
  • использование высокопроизводительных форсунок и насоса;
  • замена распредвалов на изделия с большей фазой открывания клапанов.
Тюнинг 4A-FE
Тюнинг 4A-FE

В этом случае тюнинг обеспечит те же 140 – 160 л. с., но уже без снижения эксплуатационного ресурса двигателя.

Таким образом, мотор 4A FE не гнет клапаны, обладает высоким ресурсом от 250000 км пробега и базовой мощностью 110 л. с., которую искусственно занижают на конвейере для некоторых моделей авто.

Поиск автомобиля

Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы