Применение коробок отбора мощности на автомобилях

Основным назначением трансмиссии автомобиля является передача усилия от двигателя к ведущим колесам с минимальными потерями. В некоторых машинах существуют механизмы, требующие источник энергии для обеспечения выполнения возложенных функций. Устанавливать дополнительный двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель нерационально, поэтому в качестве привода используется основной мотор автомобиля. Для направления потока мощности от основной кинематической схемы используется коробка отбора мощности. На автотранспорт могут устанавливаться от одного до трех подобных механизмов.

Примеры мест монтажа КОМ
Примеры мест монтажа КОМ

Разновидности коробок отбора мощности

Коробка дополнительного отбора мощности служит для передачи энергии оборудованию, установленному на транспортное средство. В зависимости от вида приводимых механизмов и требований, предъявляемых к устройству, характеристики КДОМ могут отличатся:

  • по количеству ступеней, определяющих шаг между рабочими режимами;
  • возможности обеспечения реверса необходимого для механизма, так, например, насос требует вращения лишь в одну сторону, а коробка отбора мощности автокрана должна быть способна работать в обе стороны;
  • значением передаточных чисел, обеспечивающих изменение угловой скорости и передаваемого момента;
  • числом валов, конструктивно заложенных в КОМ;
  • расположением узлов, входящих в устройство коробки отбора мощности;
  • управляющим сигналом, который может быть чисто механическим, выполненным с использованием рычага, либо издаваемым бортовым компьютером автомобиля.

По месту установки различают КОМ, которые монтируются:

  • сбоку коробки передач;
  • со стороны торца КПП;
  • в картере устройства переключения скоростей;
  • в совокупности с раздаткой.
Внешний вид КОМ
Внешний вид КОМ

Способ смазки шестеренок коробки отбора мощности зависит от способа ее монтажа и наличия собственной емкости с маслом. Обычно используется масло из картера основного агрегата. При верхнем расположении механизма используется насос, подающий смазку в КОМ.

Реверсивная коробка

КОМ, изображенная на рисунке ниже, предназначена для установки в боковой части картера коробки скоростей. Отбор полезной мощности происходит с промежуточного вала кпп. Шестеренки находятся в непрерывном зацеплении.

Реверсивная коробка
Реверсивная коробка

Рычаг управления имеет 3 фиксированных положения выбора режима работы коробки отбора мощности. В правом положении осуществляется прямая передача. При этом каретка с зубчатым колесом постоянно находится в зацеплении с промежуточным валом КПП. При переводе в крайнее левое положении включается реверс. Для обеспечения обратного хода зубчатое колесо соединяется с шестерней, установленной внутри редуктора КОМ. При переходе в среднее положение ведомый вал перестает вращаться и коробка дополнительного отбора мощности переходит в выключенное положение.

Отбор мощности без редуктора

Основным отличием безредукторных КОМ является простота конструкции и единичное передаточное число. На изображении ниже отображена коробка отбора мощности Урал, предназначенная для привода лебедки. Монтаж ее производится к торцу раздатки, позволяя получать крутящий момент от первичного вала через подвижную муфту. Отбор мощности происходит от первичного вала.

КОМ без редуктора
КОМ без редуктора

Управление механизмом происходит при помощи специальной вилки. Включение коробки отбора мощности реализовано путем блокировки первичного вала раздатки и ВОМа при помощи каретки. Рычаг имеет два фиксированных положения. Левое соответствует передачи усилия, а правое выключенному состоянию. КОМ не обеспечивает реверса. Для включения обратного направления требуется при помощи селектора КПП выбрать заднюю передачу.

Смазывание деталей производит плунжерный насос. Это позволяет использовать навесное оборудование на неподвижном транспортном средстве. Насос располагается в специальном приливе крышки КОМ. С его помощью также происходит смазка раздатки.

Зависимый тип КОМ

Зависимые от сцепления коробки устанавливаются на транспортные средства с МКПП. Устанавливается данный механизм в случае отсутствия необходимости включения навесного оборудования на ходу. Так, например, коробка отбора мощности самосвала достаточно часто выполняется в зависимом исполнении.

Основные преимущества, которым обладает КЗОМ:

  • небольшой вес;
  • несложность ремонта коробок отбора мощности;
  • отсутствие нагрузки на двигатель при выключенном состоянии КОМ;
  • простота и надежность конструкции, позволяющие уверенно эксплуатировать как новую, так и отремонтированную коробку, что подтверждает обширная выборка;
  • низкая требовательность к техническому обслуживанию;
  • повышенная безопасность, так как привод невозможно задействовать на ходу, что особо актуально для самосвальной КОМ.

Монтаж зависимого типа коробок осуществляется достаточно просто. Установка производится в специально отведенное место, после снятия специального лючка. При верхнем расположении используется насос. В случае необходимости демонтаж КЗОМ не вызывает затруднений и не влияет на работоспособность основной силовой передачи.

Независимое исполнение коробки отбора мощности

Монтаж КОМ независимого типа возможен на автомобиль с трансмиссией любого вида. Основным преимуществом является возможность включения механизма как в неподвижном состоянии транспортного средства, так и на ходу. Примером устройства является коробка отбора мощности камаз. Размещение возможно  как к правому так  и к левому боковому люку КП, а также со стороны заднего торца и зависит от модели КОМ. Для осуществления смазки используется насос.

Частотой вращения валов коробки и передаваемой мощностью можно управлять непосредственно с помощью двигателя. Включение и отключение КОМ часто реализуется при помощи электропневматики и гидравлики. Широкое распространение такой вид коробок получил на автомобилях с АКПП.

Обзор коробки отбора мощностей на примере КОМ-68Б

КОМ-68Б является одноступенчатым механизмом. Ее корпус отливается из чугуна. Устанавливается коробка вместо крышки КПП. Смазывание шестерен происходит путем разбрызгивания масла, залитого в коробку скоростей.

Служит КОМ-68Б для привода насоса пожарных автомобилей. Передача момента возможна как при стоянке, так и при перемещении машины на первой либо второй передаче. Это позволяет использовать насос на транспортных средствах, оборудованных лафетным стволом для тушения огня.

Для обеспечения согласования скоростей коленчатого вала и центробежного колеса возможно использование промежуточного редуктора. Он размещается между приводным карданом и пожарным насосом. За сохранение направления вращения в редукторе отвечает промежуточное колесо. Для облегчения конструкции валы могут быть изготовлены полыми.

КОМ-68Б
КОМ-68Б

Существующие коробки отбора мощности значительно расширили функциональные возможности транспортных средств. Благодаря перенаправлению части энергии нет необходимости в установке дополнительных приводных агрегатов. Это упрощает конструкцию автомобиля, уменьшает количество узлов и повышает надежность машины в целом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля

Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы