Роботизированная коробка передач — отличие от автоматической
Содержание
Удивительно, но многие полагают, что коробки переключения передач «робот» и «автомат» — это одно и то же. Безусловно, сходства между АКПП и роботизированной механикой есть, более того, второй вид трансмиссии является подвидом первой, однако данные понятие всё же стоит разграничивать. Связано это с тем, что каждый вид коробок имеет свои особенности и фундаментальные основы функционирования, путать которые недопустимо даже в автолюбительской сфере. Имеете желание узнать больше о различиях межу роботизированной коробкой передач и автоматической? Тогда обязательно ознакомьтесь с приведённым сегодня материалом, детально рассматривающим именно эту тему.
Устройства робота и автомата
Начиная рассматривать различия автоматической и роботизированной коробок переключения передач, первоначально стоит обратить внимание на устройство каждого узла. Начнём, пожалуй, с известного всем автомата.
Как работает АКПП
Автоматическая коробка переключения передач (в сокращении – АКПП) – один из самых распространенных видов трансмиссии. Основное предназначение устройства заключается в передаче кручения от валов двигателя на колёса с грамотной «подгонкой» передаточного числа. Главная особенность АКПП заключается в том, что она способна работать без какого-либо вмешательства водителя. То есть, для того чтобы последний смог привести в движение автомобиль ему достаточно завести его, выбрать режим работы коробки и нажать на газ. Устройство в процессе своей работы будет в автоматическом режиме осуществить переключение передач.
Конструкция современных АКПП предполагает использование двух основных узлов:
- Гидротрансформатор, который является аналогом сцепления в устройстве механической коробки переключения передач. Данное устройство есть связующий узел между валом двигателя и непосредственно механизмом, переключающим передачи;
- Планетарный ряд – то есть, тот самый механизм, автоматически меняющий передачи. Его устройство довольно-таки сложное и уже было детально рассмотрено в одной из статей на нашем ресурсе. В двух словах, планетарный ряд – это совокупность совместно работающих механических, гидравлических и электронных устройств, которые посредством своего взаимодействия анализируют работу мотора и автоматически переключают передачи в процессе движения автомобиля.
Как видите, принцип работы автоматической коробки передач заключается в том, что двигатель передаёт кручение на гидротрансформатор, тот отдаёт его на планетарный механизм, который, осуществляя переключение передачи, уже приводит в движение ведомый вал и, соответственно, ведомые колёса. Повторимся, данный процесс полностью автоматический и вмешательства водителя не требует.
Как работает РКПП
Роботизированная коробка переключения передач (РКПП), в свою очередь, представляет подвид автомата, но с более хитрым устройством работы. Говоря простым языком, робот – это автоматизированная механика. Что это такое и как понимать данное определение? Давайте разбираться.
Начнём с того, что устройство РКПП очень схоже с механической коробкой: также есть сцепление, шестерни и ведущий, ведомый валы. Главное отличие заключается в том, что за работу сцепления отвечает не водитель машины, а специальные электронные устройства, представленные:
- Сервоприводом (актуатором) – это электромоторы, смыкающие необходимые шестерни на конкретном режиме работы мотора. По сути, они представляют собой механическую составляющую РКПП и заменяют нажатие педали сцепления водителем;
- Электронный блок управления – специальный микропроцессор, который передаёт актуаторам команды относительно включения или выключения той или иной передачи. Данное устройство работает, детально анализируя работу мотора посредством соединения с его датчиками.
В машинах с РКПП отсутствует педаль сцепления, однако управлять такой коробкой возможно и в ручную. Безусловно, ручное переключения далеко от использования механики и заключается лишь в том, что водитель нажимает соответствующие кнопки (лепестки) при желании повысить или понизить передачу, но оно всё же есть. В случае автоматической работы робота, как и при использовании АКПП, водителю достаточно задать режим, которых зачастую три:
- нейтральная передача;
- задняя передача;
- движение вперёд.
Сегодня принято выделять два основных вида РКПП:
- Типовые роботы, в конструкции которых используется лишь одно автоматическое сцепления (актуатор);
- Улучшенные роботы, имеющие в своей конструкции два автоматических сцепления.
Отличия между данными КПП заключаются лишь в том, что первый тип коробки работает гораздо медленнее и с большими провалами в момент переключения передач. Однако второй тип стоит заметно дороже, поэтому часто используется лишь в проектировании спортивных автомобилей.
Преимущества и недостатки каждого вида КПП
Теперь, когда каждый читатель понял, чем отличается коробка передач робот от привычного всем автомата, обязательно «пробежимся» по достоинствам и недостаткам каждого вида КПП. Для начала рассмотрим достоинства АКПП:
- Наиболее простое управление, ибо работа такой коробки полностью автоматизирована;
- Плавная работа, которая отражается на комфортабельности движения и разгона в лучшую сторону;
- Неплохой ресурс работы;
- Относительная надёжность.
Недостатки же у автомата следующие:
- Низкий КПД в плане работы мотора;
- Большой расход топлива;
- Дорогостоящий ремонт и такое же обслуживание;
- Высокая стоимость агрегата.
Роботизированная коробка передач имеет некоторые отличия от автоматической, что ярко прослеживается в её преимуществах:
- Упрощённая конструкция, что увеличивает ресурс работы узла и повышает его надёжность (актуально для качественных РКПП, так как низкокачественные коробки подобного типа заметно слабее автомата в плане надёжности);
- Более дешёвые обслуживание и ремонт, а также меньшая стоимость агрегата;
- Меньший расход топлива;
- Увеличенный КПД в плане отдачи от работающего двигателя.
Что касается недостатков, тот тут также автомат отличается от роботизированной КПП. Типовой робот имеет следующие минусы:
- Медленная работа, по сравнению с АКПП;
- Наличие рывков при старте и переключения передач (этот и пункт выше актуальны для типовых роботов с одним сцеплением, более совершенные устройства данными минусами не обладают);
- Более сложное управление коробкой;
- Непредсказуемость в плане того, как начнёт работать роботизированная коробка передач при движении по «сложной» дороге.
В целом, отличия автомата от робота более-менее существенны и особых удивлений не вызывают. Что преимущества, что недостатки каждого вида КПП вполне можно было спрогнозировать, детально проанализировав их устройство и принципы работы.
Рекомендации по выбору РКПП и АКПП
Наверное, каждый читатель нашего ресурса уже ответил на вопрос – «Что лучше: робот или автомат?». Конечно, ответ на него у каждого свой, однако рассмотреть то, для каких целей лучше выбрать РКПП, а для каких – АКПП, будет точно не лишним. Проанализировав многочисленные отзывы владельцев машин с роботом и основную информацию о них, наш ресурс выделил ряд рекомендаций по выбору коробки именно этого типа.
В целом, брать робот стоит, если вы:
- хотите автоматизированное переключение передач с максимальной экономией на топливе;
- боитесь больших трат на обслуживание и ремонт своего автомобиля;
- имеете желание периодически управлять переключением передач и вручную, и в автоматическом режиме;
- независимы от скорости отклика в плане переключения передач;
- не собираетесь много ездить по пересечённой местности.
Брать же автомат имеет смысл в тех случаях, когда вы:
- хотите полностью избавить себя от нужды переключения передач или, в принципе, уделять внимание КПП;
- при необходимости сможете себе позволить потратиться на дорогостоящий ремонт коробки;
- готовы к дорогому обслуживанию машины;
- имеете желание плавно и максимально комфортно передвигаться по любым дорогам.
Какой тип коробки хорош именно для вас? Решайте сами, основываясь на представленной выше информации. Надеемся, сегодняшняя статья в полной мере дала вам понять, чем отличаются РКПП и АКПП, а также какой вид коробки лучше. Удачи на дорогах!