Двигатель ВАЗ 2130, 1,8 л

Содержание

Проектировался двигатель 2130 производителем АвтоВАЗ под конкретные задачи. Необходимо было увеличить мощность для тяжелых отечественных внедорожников с мощным несущим кузовом. За основы был взят мотор 21213 (блок цилиндров), ГБЦ от 21011 с увеличенной ступенчатым фрезерованием камерой сгорания, объем которой стал 34,5 см3 (размеры 5 х 8,1 см, соответственно).

ДВС 2130
ДВС 2130

Характеристики ДВС 2130

Проект 4х4 5D завода производителя АвтоВАЗ изначально создавался для узкой категории пользователей. Кроме ОПП изготовителем были задействованы промышленные мощности заводов Моторика и Бронто в Тольятти. Изначально в двигатель заложили карбюраторную систему, затем добавили распределенный электронный впрыск топлива.

Стандартная вертикальная схема двигателя с рядным расположением цилиндров удобна при компоновке узлов под капотом. После расчета мощности и нормативов экологии Евро-3 для двигателя подобрали узлы от имеющихся моторов производителя, дополнив конструкцию новыми деталями, поэтому в двигателе 2130 стоят оригинальные ГБЦ и блоки, коленчатые валы.

Инжекторный 2130
Инжекторный 2130

Чтобы увеличить мощность мотора, в головке были увеличены камеры сгорания. В мануал официального производителя входит описание параметров ДВС, график ТО и операции ремонта. Указаны марки масла и ОЖ, которые рекомендует АвтоВАЗ, фильтры и периодичность замены.

После внесенных изменений технические характеристики мотора 2130 имеют вид:

Изготовитель АвтоВАЗ
Марка ДВС 2130
Годы производства 1993 – …
Объем 1774 см3 (1,8 л)
Мощность 61,3 кВт (82 л. с. карбюратор или 84,7 л. с. инжектор)
Момент крутящий 130 Нм (на 3200 об/мин)
Вес 122 кг
Степень сжатия 9,4
Питание карбюратор/инжектор
Тип мотора рядный
Зажигание бесконтактное
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор каналы равнодлинные
Выпускной коллектор от 21214
Распредвал от 21213
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра 82 мм
Поршни от 21213
Коленвал сталь
Количество подшипников коренных 5
Ход поршня 84 мм
Горючее АИ-95
Нормативы экологии Евро-3
Расход топлива трасса – 9,7 л/100 км

смешанный цикл 12,1 л/100 км

город – 16,5 л/100 км

Расход масла 0,7 л/1000 км
Моторное масло для 2130 5W-30 и 10W-40
Объем масла моторного 3,75 л
Температура рабочая 95°
Ресурс мотора заявленный 80000 км

реальный 150000 км

Регулировка клапанов гайки и щупы
Система охлаждения принудительная, антифриз/тосол
Количество ОЖ 10,7 л
Помпа 21073-1307011
Свечи на 2130 А17ДВР
Зазор между электродами свечи 0,5-0,7
Привод ГРМ цепь двухрядная
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр номер по каталогу 90915-10001

замена 90915-10003, с обратным клапаном

Маховик 6,675 кг
Болты крепления маховика М10х1,25 мм, длина 26 мм, проточка 11 мм
Маслосъемные колпачки Corteco
Компрессия давление в цилиндрах от 11 бар
Обороты ХХ 700 – 750 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 18 Нм

маховик – 88 Нм

болт сцепления – 19 Нм

крышка подшипника – 59 Нм (коренной) и 25 + 90° (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 29 Нм, 49 Нм и 90°

Производителем рекомендовано придерживаться этого графика ТО движков для обеспечения максимального эксплуатационного ресурса. Если автовладелец своими руками производил форсировку мотора, то периодичность следует увеличить.

Особенности конструкции

Традиционно для производителя АвтоВАЗ двигатель 2130 частично собран из деталей и узлов, выпускавшихся на тот момент моторов, а недостающие комплектующие создавались с нуля, применялись в более поздних версиях ДВС. Особенностями конструкции в данном случае являются:

  • два варианта – карбюраторный, инжекторный;
  • блок цилиндров – от 21213, но увеличенный на 1,3 мм в высоту;
  • головка блока цилиндров – от 21011, но камеры сгорания увеличены до размера 53 х 81 мм (две ступеньки, выполненные фрезерованием);
  • поршневая группа – от 21213 без изменений;
  • шатуны – от 21213;
  • привод ГРМ – цепь двурядная роликовая и успокоитель от 2103, натяжитель от 21213;
  • распредвал – от 21213;
  • коленвал – сталь, ковка, посадочные места, как у 21213, но радиус кривошипа увеличен до 41,9 мм;
  • карбюратор Солекс или распределенный попарно-переменный инжекторный впрыск топливной смеси.
Оригинальный коленвал
Оригинальный коленвал

При обслуживании мотора вначале актуальная информация, какое масло лить по вязкости. Для 90% двигателей АвтоВАЗ допускаются варианты 5W30 – 15W40. Затем для обеспечения высокого ресурса смазки, необходимо знать, какое масло лучше у отдельных производителей. Учитывая характеристики двигателя и экономию эксплуатационного бюджета, специалисты рекомендуют Лукойл, Мобил, Зик и Роснефть.

Плюсы и недостатки

Мотор 2130 сохранил основной недостаток базового варианта 21213, гнет клапана при обрыве цепи ГРМ. Остальными минусами являются:

  • периодическая сбивка настроек зазоров клапанов;
  • повышенный износ распредвала;
  • троение, перегрев и стуки в поршневой, КШМ.
Распредвал 2130
Распредвал 2130

Достоинства ДВС перевешивают указанные недостатки:

  • смещение максимального крутящего момента в зону низких оборотов;
  • капитальный ремонт поршневой можно производить многократно за счет выпускаемых производителей типоразмеров поршней, колец и гильз цилиндров 3 ремонтных типоразмеров;
  • навесное в небольшом количестве;
  • возможна модернизация движка несколькими способами.
Поршни 2130 имеют несколько ремразмеров
Поршни 2130 имеют несколько ремразмеров

Особенностью мотора 2130 является маркировка блока цилиндров возле сапунов краской, что облегчает капремонт при использовании деталей с авторазборов.

В каких авто использовался?

С момента создания по настоящее время мотор 2130 становился силовым приводом следующих автомобилей опытного производства ОПП АвтоВАЗ:

  • 2121 Нива (до 2006 года), Лада 4х4 (после 2006 года) – трехдверный внедорожник;
  • Lada 4×4 5D – пятидверный внедорожник;
  • 2120 Надежда – минивэн семиместный;
  • 2129 Кедр – трехдверный удлиненный внедорожник;
  • 2130 Кедр-2 – продолжение серии с измененным салоном;
  • 2131СП – «Скорая помощь»;
  • 213102 Лада Бронто – инкассаторский бронемобиль;
  • Lada 4[4 Pickup – пикап на базе Кедра;
  • 1922-50 Lada Бронто Марш-Лонг – снегоболотоход;
  • 2123 Шеви-Нива – компактный внедорожник;
  • 2328 Волк – укороченный двухместный пикап;
  • ФВК-2302 Бизон – двухместный пикап на деревянной платформе с усиленной подвеской (рессоры).
Минивэн Надежда
Минивэн Надежда

Изначально руководство АвтоВАЗ для выпуска внедорожников использовало ОПП. Затем объемы увеличились, часть машин стала производиться ОАО СПА Бронто. Планировалась сборка АПАЛ 21541 Сталке в Чечне (г. Аргун) на предприятии Пищемаш. Пикапы получили в народе название Медведь, а пятидверная версия Нивы – Крокодил. Большая часть опытной партии 2121, выкупленная банком Лада-банк, оформлена под наименованием Сахара.

Техобслуживание

В официальном руководстве по эксплуатации на двигатель 2130 приведены сроки замены расходных деталей:

Объект техобслуживания Время, г или пробег, 1000 км

(что наступает раньше)

Цепь ГРМ 5/50 км
АКБ 1/20
Зазор клапанный 1/70
Вентиляция картера 2/20
Ремни, приводящие навесное оборудование в действие 2/20
Топливопровод, крышка бака 2/40
Масло моторное 1/10
Маслофильтр 1/10
Воздухофильтр 1/40
Топливофильтр 4/40
Фитинги, шланги охлаждения /обогрева 2/40
ОЖ 2/40
Датчик кислородный 5/100
Свеча зажигания 1 – 2/20
Коллектор выпускной 1/…

После модернизации устройство ДВС обеспечивает 130 Нм крутящего момента, 83 л. с. мощности и 163 км/ч максимальной скорости транспортного средства. Однако для обеспечения заявленного производителем ресурса 80000 км пробега необходима замена расходников и проведение операций ТО в указанные сроки.

Неисправности: причины и их устранение

Поскольку мотор 2130 относится к классическим вертикально-рядным ДВС производителя, он унаследовал от них следующие поломки:

Расход топлива увеличивается выработка инжекторного или карбюраторного узла смешивания и подачи топлива замена деталей карбюратора/инжектора или регулировка
Перегрев в смешанном цикле или на трассе забитый радиатор либо износ крыльчатки помпы ремонт/замена радиатора и помпы
Вибрация, стук, «троение» износ распредвала, разрегулировка клапанов, вкладышей и подшипников КШМ замена и регулировка после диагностики

Обрыв привода ГРМ гарантированно приводит к загибу клапанов, потому состояние цепи следует контролировать постоянно. Производитель АвтоВАЗ не рекомендует использовать воду внутри системы охлаждения, даже летом.

Замена помпы
Замена помпы

Тюнинг мотора

С сохранением заявленного производителем ресурса двигатель 2130 можно формировать до 120 л. с. В принципе потенциал мотора позволяет обеспечить мощность 200 л. с., однако в этом случает тюнинг получается слишком дорогим, резко увеличиваются эксплуатационные расходы.

Классический тюнинг производится по схеме:

  • расточка цилиндров до 84 мм – межцентровой размер это позволяет без снижения прочности блока;
  • использование кленвала с ходом поршня 86 – 90 мм – необходим подбор поршней со смещенным пальцем и коротких шатунов;
  • доработка коллекторов – «паук» на выпуске, шлифовка внутренних поверхностей впускного тракта;
  • Установка более злого распредвала;
  • Расточка каналов головки блока цилиндров.

Например, тюнинг расточкой цилиндра до 84 мм с сохранением КШМ позволит увеличить объем до 1.9 л. При дополнительном увеличении хода поршня до 88 мм объем повысится до 2,0 л.

Максимальная расточка цилиндров
Максимальная расточка цилиндров

При использовании легких клапанов и снижении массы маховика после расточки каналов ГБЦ мощность повышается до 100 л. с. Распредвал Нуждин 10.5 сам по себе способен добавить мотору около 10 л. с.

Таким образом, ДВС 2130 действительно улучшил эксплуатационные характеристики взятого за основу мотора 21213. Повысился крутящий момент, причем на малых оборотах, улучшилась приемистость. Возможна дополнительная модернизация ДВС за счет заложенного потенциала.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них