Двигатель Toyota 2AZ FE 2,4 л/160 л. с.

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.
Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.

В семействе AZ силовых приводов Toyota двигатель 2AZ FE имеет самые большие объемы камер сгорания 2,4 л. Его создавали для производства, как в самой Японии (Шимаяма и Камиго), так и на сторонних площадках производителя – американского завода в Кентукки и изготовителем в Китае.

ДВС 2AZ FE
ДВС 2AZ FE

Для серии движков AZ характерен цепной ГРМ привод, схема DOHC и алюминиевый не восстанавливаемый блок цилиндров, чугунные гильзы которых залиты внутри него, стальной кованный коленвал, VVTi система и наклонные камеры сгорания Squish.

Наклонные камеры сгорания
Наклонные камеры сгорания

Сама версия 2AZ-FE отличается степенью сжатия 9,6 – 9,8, мощностью 160 л. с. и крутящим моментом 220 Нм, нагнетателем TRD (только на китайских Scion до 2009 года).

Нагнетатель TRD
Нагнетатель TRD

Проблемы у концерна Toyota с этим ДВС начались с 2011 года из-за возгорания смазки после пробега 40 – 45 тысяч км. Это обусловлено недоработанной конструкцией поршневых колец.

Однако вместо отзыва партии машин с рынка руководство корпорации ограничилось впуском новой карты ТО с более частыми сроками замены масла. За исключением Северной Америки, подобных неполадок на азиатском и европейском рынках выявлено не было.

Технические характеристики 2AZ FE 2,4 л/160 л. с.

Заложено конструкторами Toyota в двигателе 2AZ-FE рядное расположение 4 цилиндров, двухвальная ГБЦ для управления 16 клапанами по схеме DOHC. Дополнена схема двигателя распределенным впрыском, балансирными валами, несъемными гильзами цилиндров, наклонными камерами сгорания, системой VVTi для сдвига фаз газораспределения и цепным приводом впускного распредвала.

Конструкция 2AZ-FE
Конструкция 2AZ-FE

Несмотря на это, для некоторых автомобилей линейного ряда Toyota имеющихся параметров оказалось недостаточно. Производителем рекомендовано создание еще двух модификаций: гибридного типа 2AZ-FXE и с непосредственным впрыском для степени сжатия 11 единиц 2AZ-FSE.

Для базового силового агрегата технические характеристики 2AZ FE выглядят следующим образом:

ИзготовительShimoyama Plant, Kamigo Plant, Toyota Motor Manufacturing Kentucky
Марка ДВС2AZ FE
Годы производства2000 – …
Объем2362 см3 (2,4 л)
Мощность117,7 кВт (170 л. с.)
Момент крутящий224 Нм (на 4000 об/мин)
Вес138 кг
Степень сжатия9,8
Питаниеинжектор
Тип моторарядный бензиновый
ЗажиганиеDIS-2
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндраТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре4
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Впускной коллекторпластиковый
Выпускной коллекторсо встроенным каталитическим нейтрализатором
Распредвал2 шт. DOHC
Материал блока цилиндровалюминий, чугунные гильзы отлиты внутри
Диаметр цилиндра88,5 мм
Поршниалюминий, юбка с полимерным покрытием, на днище клиновые вытеснители
Коленвалстальной, галтели накатаны, 8 противовесов, 5 опор
Ход поршня96 мм
ГорючееАИ-92/95
Нормативы экологииЕвро-4
Расход топливатрасса – 5,3 л/100 км

смешанный цикл 6,6 л/100 км

город – 8,9 л/100 км

Расход масламаксимум 0,6 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости0W20 – 5W50
Какое масло лучше для двигателя по производителюLiqui Moly, ЛукОйл, Febi, Shell
Масло для 2AZ FE по составусинтетика, полусинтетика
Объем масла моторного5,9 л
Температура рабочая95°
Ресурс ДВСзаявленный 150000 км

реальный 250000 км

Регулировка клапановмеханические толкатели, требуется периодическая регулировка
Система охлажденияпринудительная, антифриз
Объем ОЖ7,3 л
ПомпаGMB GWT119A
Свечи на 2AZ FEBKR6EYA-11 от NGK или K20R-U11 Denso
Зазор свечи1,1 мм
Цепь ГРМроликовая, шаг звена 9,525 мм
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрChampion CAF100942P, Bosch F00E164607, Filtron AP144/1, Fiaam PA7252
Масляный фильтрVIC 110, VIC 113
Маховикоблегченный, 8 крепежных отверстий
Болты крепления маховикаМ12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачкипроизводитель Goetze
Компрессия12 – 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 25 Нм

маховик – 80 Нм

болт сцепления – 64 Нм

крышка подшипника – 40 Нм + 90° (коренной) и 24,5 Нм + 90° (шатунный)

головка цилиндров – 78,5 Нм + 90°

Традиционно для производителя Тойота вместе с движком идет мануал, в котором он рекомендует правильные сроки обслуживания, и приводит описание операций обслуживания/ремонта, которые можно выполнить своими руками. Однако капитальный ремонт этих моторов невозможен в принципе.

Особенности конструкции

Несмотря на недоработки, двигатель 2AZ FE по большей части имеет оригинальную конструкцию:

  • блок цилиндров – чугунные гильзы, не просто вплавлены в алюминиевое тело блока, но и имеют высокую адгезию за счет неровной поверхности (ласточкин хвост);
  • коленвал – стальная поковка на 5 опорах с 8 противовесами, ось смещена на 10 мм относительно цилиндров для снижения износа, полимерные шестерни для привода балансирных валов закреплены на нем неподвижно;
  • поршни – имеют умеренно облегченную юбку с покрытием, пальцы плавающего типа;
  • ГБЦ – впускные порты расположены ближе к вертикали, крышка создана из алюмо-магниевого сплава;
  • VVTi – только на впускном распредвалу, изменение фазы в пределах 50 градусов;
  • регулировка тепловых зазоров клапанов – толкатели без шайб;
  • навесное оборудование – маслонасос внутри картера, трохоидный тип;
  • охлаждение поршней – форсунки в блоке;
  • расположение коллекторов – впереди выпускной тракт, сзади впускной ресивер;
Блок цилиндров
Блок цилиндров
Коленвал
Коленвал
Охлаждение 2AZ FE
Охлаждение 2AZ FE
Конструкция ГБЦ
Конструкция ГБЦ
Схема привода ГРМ
Схема привода ГРМ

Важной для пользователя особенностью стал тот факт, что капремонт блока цилиндров физически невозможен из-за неразборной конструкции гильз. В топливной системе отсутствует возвратная линия. Кислородные датчики устанавливаются по 4 схемам (парные, одиночные, перед каталитическим нейтрализатором либо после него в разных вариациях).

Перечень модификаций ДВС

Дважды в конструкцию базового силового агрегата вносились изменения, в результате которых возникли две модификации:

  • 2AZ FSE – форсировка мощности до 163 л. с за счет непосредственного впрыска, мотор выпускался до 2010 года, имел степень сжатия 11 единиц;
  • 2AZ FXE – модернизация по типу Аткинса, гибридный мотор со степенью сжатия 12,5, мощностью 130 л. с или 150 л. с., использованы распредвалы с оригинальной формой кулачков.
ДВС 2AZ-FSE
ДВС 2AZ-FSE
Гибрид 2AZ FXE
Гибрид 2AZ FXE

Соответственно, головка блока цилиндров в этих версиях не взаимозаменяемая, зато используется то же самое навесное оборудование, что и в базовой модели 2AZ-FE. Движок с непосредственным впрыском преимущественно устанавливался в Toyota Avensis. Гибридный мотор применялся в авто Lexus HS 250h в период 2010 – 2012 г., Toyota Sai, Camry AHV40, Estima, Previa и Alphard.

Плюсы и минусы

Помимо того, что при обрыве и перескакивании цепи ГРМ поршень гнет клапана, существует еще один неприятный момент эксплуатации. Во время торможения движком внутри впускного коллектора образуется вакуум, и в картера засасываются пары смазки, повышается ее расход.

Впускной коллектор
Впускной коллектор

К остальным минусам мотора и его модификаций можно отнести:

  • блок абсолютно не ремонтопригоден, его невозможно ни расточить, ни загильзовать;
  • резьба внутри блока для крепежных болтов ГБЦ то вытягивается, то срезается начисто;
  • при залегании колец поршней возможно заклинивание без возможности восстановления;
  • приводные шестерни балансирных валов обладают низким ресурсом, так как сделаны из полимера;
  • ресурс пластиковой крыльчатки помпы максимум 60 000 км;
  • слабая обгонная муфта шкива генератора требует замены каждые 100 тысяч пробега.

Достоинствами являются высокий ресурс от 300 000 км. и неприхотливость к качеству рабочих жидкостей, топлива.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Применялся мотор 2AZ FE для оснащения тяжелых автомобилей D, D+ и E класса производителя Toyota:

  • Mark 2 – 2007 – 2013, седан;
  • Avensis – универсал, лифтбэк, седан;
  • Highlander/Harrier/Kluger – 2001 – 2007, кроссовер;
  • Blade – с 2006 года, семейный хетчбэк;
  • Alphard – с 2002 года, минивэн;
  • Estima – с 1990 года, минивэн;
  • Tarago – с 1990 года для Японии, минивэн;
  • Previa – с 1990 года, минивэн для внутреннего рынка;
  • Ipsum – 1995 – 2009, компактвэн;
  • RAV4 – 2004 – 2007, кроссовер;
  • Camry – 2002 – 2011, крупногабаритный семейный седан;
  • Corolla XRS – 2009 – 2010, для Мексики 2011 – 2013, крупноразмерный седан;
  • Camry Solara – 2002 – 2008, двухдверный кабриолет;
  • Matrix S/XR/XRS – 2009 – 2011, гибрид хетчбэка и кроссовера;
  • Rukus – минивэн Королла серии.

Уникальные характеристики двигателя позволили комплектовать им автомобили:

  • Pontiac Vibe – 2009 – 2010, американский кроссовер;
  • Scion xB – 2008 – 2015, хетчбэк для Америки;
  • Scion tC – 2005 – 2010, купе для американского рынка
  • Scion Vanguard – кроссовер экспортного варианта.
Pontiac Vibe
Pontiac Vibe

Для кроссоверов, микроавтобусов и тяжелых переднеприводных авто мотор 2AZ FE обеспечивает ресурс от 350 тысяч пробега.

Регламент обслуживания 2AZ FE 2,4 л/160 л. с.

В регламент ТО на двигатель 2AZ FE входят следующие операции:

  • после 50000 км замена антифриза, так как охлаждающая жидкость к этому времени теряет свойства;
  • через 10000 пробега необходимо менять масло и соответствующий фильтр;
  • на рубеже 20000 км приходят в негодность свечи, воздушный фильтр и засоряется вентиляция картера;
  • после 30000 пробега следует заменить топливный фильтр и проверить топливопровод;
  • аккумулятор служит около 5 лет в зависимости от конструкции;
  • выпускной коллектор обычно начинает прогорать после 50000 км;
  • цепь ГРМ рассчитана на 150 – 200 тысяч пробега.
Каткатализатор 2AZ-FE
Каткатализатор 2AZ-FE

Помимо этого устройство ДВС требует регулярной регулировки тепловых зазоров клапанов (примерно на рубеже 30000 км).

Обзор неисправностей и способы их ремонта

В автомобилях Toyota и Scion мотор 2AZ FE выявил следующие неисправности, характерные исключительно для его конструкции:

Протечки охлаждающей жидкости на заднюю стенку блока цилиндровсрыв резьбы внутри блоказамена блока или восстановление резьбы
Вибрации ХХ1) износ подушек

2) засорение топливной системы

1) замена подушек

2) замена ДМРВ, РХХ, прочистка ЕГР клапана, заслонки и форсунок

Дерганье мотора1) нагар внутри впускного коллектора

2) засорение заслонки дросселя

3) поломка лямбда-зонда

1) прочистка каналов

2) промывка заслонки

3) замена зонда

Ремонт 2AZ-FE
Ремонт 2AZ-FE

Изначально движок подвержен образованию нагара, что приводит к потере мощности и плавающим оборотам.

Варианты тюнинга мотора

Изначально двигатель 2AZ FE невозможно чиповать, то есть, даже после доработки впускного коллектора и выпускного тракта придется, как минимум, параллельно к штатному бортовому компьютеру устанавливать тюнинговый контроллер.

Из-за этого же невозможен тюнинг за счет замены распредвалов, облегчения ШПГ и маховика. Кроме того, блок цилиндров здесь одноразовый, то есть механический тюнинг не получится выполнить физически – гильзы не меняются, а сам блок не растачивается.

Тюнинг 2AZ FE
Тюнинг 2AZ FE

Единственный приемлемый вариант – тюнинг путем установки турбины. Однако основными нюансами становятся:

  • вдвое снизится эксплуатационный ресурс;
  • придется усилить подвеску и тормозную систему;
  • бюджет модернизации неоправданно дорог.

Вместо форсировки ДВС 2AZ FE обычно используют свап – замена движка, причем турбированными версиями силового привода.

Таким образом, пользователи оценивают атмосферный рядный мотор 2AZ FE максимум в -3 балла. Автомобили с этим силовым приводом тихоодные, но достаточно мощные, высокоресурсные.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля

Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы