Двигатель Honda B20B

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.
Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.

Серия B производителя Honda стала хитом сразу после возникновения. Она характеризуется следующими конструкционными особенностями:

  • стальные гильзы цилиндров внутри алюминиевого блока;
  • двухвальная схема механизма газораспределения DOHC 16V;
  • ременный привод ГРМ;
  • система регулировки фаз открытия клапанов VTEC.
ДВС B20B
ДВС B20B

Уже в первом ДВС этой серии конструкторы снимали практически 100 л. с. с каждого 1 л объема цилиндров – 155 л. с. с 1,6 л мотора В16А. При этом руководство компании сломало стереотипы, что подобные силовые приводы могут выпускаться только поштучно и исключительно для спорткаров. Этот же движок после установки VTEC сумел развить мощность 170 л. с., что на тот момент было возможно исключительно на мотоциклах.

Система VTEC
Система VTEC

Однако самый большой по объему двигатель B20B, завершающий эту серию, по непонятным для пользователей причинам систему регулировки фаз газораспределения VTEC почему то не получил. Частично это можно объяснить комплектацией моторов автоматическими коробками передач. Кроме того, производитель оставил за пользователем возможность увеличить мощность двухлитрового силового привода. Для этого достаточно установить систему VTEC от 1,6 или 1,8 л версий, получив на выходе 190 – 220 л. с.

Технические характеристики B20B 2,0 л/126 – 150 л. с.

Производителем Honda в двигателе объемом 2,0 л использовано соотношение диаметра цилиндров к ходу поршня 84/89 мм. Конструкторами применена рядная схема двигателя с 4 цилиндрами, обеспечивающая самобалансировку угловых сил и вибраций.

Важной особенностью мотора является отсутствие VTEC и гидрокомпенсаторов. Для разных автомобилей Honda используется не одинаковое навесное оборудование, что приводит к изменению рабочих параметров. Это сделано для снижения транспортного налога, на который влияют объемы цилиндров ДВС автомобиля.

Компоновка навесного оборудования
Компоновка навесного оборудования

В мануал заложено описание работ с фотографиями, благодаря чему становится возможной форсировка силового привода и капремонт в гараже своими руками.

Благодаря цековкам на торцах поршней мотор B20B не гнет клапана. Однако с увеличением эксплуатационного ресурса при использовании некачественного бензина и масла на поршнях образуется слой нагара. Если его количество достигнет критической массы и толщины слоя, при обрыве ГРМ ремня проточки в торцах поршней не спасут клапаны от загиба.

Разная конструкция впускного коллектора
Разная конструкция впускного коллектора

Ниже в таблице представлены технические характеристики B20B:

ИзготовительHonda
Марка ДВСB20B
Годы производства1995 – 2002
Объем1972 см3 (2,0 л)
Мощность93 – 110 кВт (126 – 150 л. с.)
Момент крутящий180 – 184 Нм (на 4500 об/мин)
Вес147 кг
Степень сжатия8,8 – 9,6
Питаниеинжектор
Тип моторарядный бензиновый
Зажиганиекоммутаторное, бесконтактное
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндраТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре4
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Впускной коллектордюралевый
Выпускной коллекторлитой чугунный
Распредвалвпускной 14111-РНК-000, выпускной 14121-РНК-000
Материал блока цилиндровалюминиевый сплав
Диаметр цилиндра84 мм
ПоршниTeikin 38154 STD
Коленвал5 опор, 8 противовесов, 13310PR4A00
Ход поршня89 мм
ГорючееАИ-92/95
Нормативы экологииЕвро-2/3
Расход топливатрасса – 8,4 л/100 км

смешанный цикл 10 л/100 км

город – 11,9 л/100 км

Расход масламаксимум 1 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости5W30, 5W40, 10W30, 10W40
Какое масло лучше для двигателя по производителюLiqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для B20B по составусинтетика, полусинтетика
Объем масла моторного3,8 л
Температура рабочая90°
Ресурс ДВСзаявленный 250000 км

реальный 350000 км

Регулировка клапановгайки
Система охлажденияпринудительная, антифриз
Объем ОЖ5,5 л
ПомпаGMB GWHO40A
Свечи на B20BZFR5F11 от NGK до 1999 года, ZFR6F11 после
Зазор свечи1,1 мм
Ремень ГРМ14400-P7J-004
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрFiltron AP104/1, Fiaam PA7271, Champion CAF100727P, Bosch 0986AF2536, Alco MD-9992
Масляный фильтрHonda 15400-RTA-003, Nitto 4M-118 (C-307), VIC C-809
Маховикоблегченный без зубчатого венца, 8 посадочных отверстий
Болты крепления маховикаМ12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачкиViton 12210-PM7-004, Suzuki 09289-05012
Компрессияот 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 31 – 39 Нм

маховик – 103 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 22 Нм, 85 Нм + 90°

В отсутствие гидротолкателей и фазного регулятора снижаются требования к качеству масла.

Особенности конструкции

Изначально двигатель B20B обладает следующими конструкционными особенностями:

  • цилиндры изготовлены из стальных гильз внутри алюминиевого блока;
  • посадка гильз «мокрого типа» улучшает отвод тепла, но снижает пространственную жесткость блока цилиндров;
  • для повышения характеристик головка блока цилиндров оснащена 16 клапанами;
  • механизм газораспределения двухвальный типа DOHC 16V, приводится во вращение зубчатым ремнем;
  • поршни имеют проточку в торцах (цековка) для исключения соударения с клапанами в момент обрыва ремня ГРМ.
Блок цилиндров B20B
Блок цилиндров B20B
ГБЦ B20B
ГБЦ B20B

Благодаря указанным нюансам капитальный ремонт можно производить многократно. Для увеличения крутящего момента возможна модернизация собственными силами.

Перечень модификаций ДВС

За все время производства мотора производитель Honda использовал не одинаковое навесное оборудование и маркировку силового привода:

  • отличается геометрия впускного коллектора и выпускного тракта;
  • до 1999 года мощность движка была ограничена 128 л. с., затем эта характеристика увеличилась до 147 л. с.;
  • для внутреннего рынка использовалась маркировка B20B, для внешнего B20Z1.

Основными модификациями силового привода B20B считаются:

В каком авто Honda устанавливалсяМощность (л. с.)Степень сжатияКрутящий момент
StepWGN1259,2185 (4200 мин-1)
CR-V (1997 – 1998)1288,8/9,2182 (5200 мин-1) или 188 (4200 мин-1)
CR-V (1996)1309,6190 (4200 мин-1)
S-MX (1996)1308,8187 (4200 мин-1)
S-MX (1999 – 2000)1409,6190 (4200 мин-1)
Orthia (1995 – 1999)1459,2182 (5200 мин-1) или 188 (4500 мин-1)
CR-V (1999 – 2000)1479,6188 (4500 мин-1)
Модификация B20Z с ресивером большого объема
Модификация B20Z с ресивером большого объема

Визуально отличить модификацию мотора очень сложно, так как используются не одинаковые впускные коллекторы, а в выпускном тракте появляются и пропадают резонаторы, устанавливается один или два кислородных датчика.

Плюсы и минусы

На момент создания B20B устройство ДВС считалось лучшим в мире. Подобного индекса мощности 100 л.с./1000 см3 объема не имел ни один мотор серийного гражданского автомобиля. Столь мощные силовые приводы устанавливались либо на спорткары, либо на мотоциклы.

Основными достоинствами конструкции B20B являются:

  • высокий эксплуатационный ресурс;
  • многократный капремонт;
  • удобная для обслуживания компоновка навесного оборудования;
  • отсутствие соударения поршней/клапанов при обрыве ГРМ ремня;
  • возможность самостоятельной модернизации (установки VTEC) для достижения 200 – 220 л. с.;
  • изначально высокие характеристики.
ГРМ B20B без гидротолкателей
ГРМ B20B без гидротолкателей

Недостатком является отсутствие гидрокомпенсаторов, из-за которого пользователю приходится регулировать тепловые зазоры клапанов с периодичностью 30 – 40 тысяч км пробега. По оценкам водителей мотор B20B  имеет +5 баллов.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Проектировался мотор B20B для эксплуатации в следующих моделях авто производителя Honda:

  • C-RV – компактный кроссовер;
  • S-MX – компактвэн для японского рынка;
  • Orthia – переднеприводный и полноприводный универсал;
  • StepWGN – компактный минивэн.
Honda S-MX
Honda S-MX

Уникальные характеристики двигателя позволяют использовать его для свапа (полная замена) автомобилей любых других производителей.

Регламент обслуживания B20B 2,0 л/126 – 150 л. с.

Изначально двигатель B20B неприхотлив в эксплуатации, однако максимального срока службы можно добиться, следуя регламенту техобслуживания:

  • ремни навесного и ГРМ полежат замене через 90000 км;
  • рекомендовано посещать СТО для регулировки тепловых зазоров клапанов каждые 30000 пробега;
  • изготовителем предусмотрена чистка вентиляции картера каждые 2 года;
  • разработчик рекомендует замену масла и фильтра через 7500 км;
  • топливный фильтр подлежит замене не реже 40000 пробега;
  • по данным производителя нужно ежегодно менять воздушный фильтр;
  • после заливки антифриза с завода присадки внутри охлаждающей жидкости теряют эффективность после 40000 км;
  • у свечей зажигания движков в системе DIS-2 ресурс составляет 20000 пробега;
  • появление во впускном коллекторе прогара наблюдается через 60000 км.
Обслуживание B20B
Обслуживание B20B

После механического тюнинга сроки ТО полностью сохраняются, а при установке турбины их периодичность увеличивается на 30% минимум.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

Кроме того, что мотор B20B не гнет клапана, никаких дефектов его конструкция не имеет. Возможные неисправности возникают исключительно после 150 тысяч км пробега:

Протечка маслапробой прокладки ГБЦ после 200 тысяч км пробегазамена прокладки головки блока цилиндров
Дизельный стукизнос распредваловзамена распредвалов
Перегрев мотора1) износ термостата

2) выработка помпы

1) замена термостата

2) замена помпы

Ремонт B20B
Ремонт B20B

Стоимость контрактного B20B довольно низкая, поэтому часто силовой привод меняют полностью без капремонта.

Варианты тюнинга мотора

Поскольку двигатель B20B является единственным вариантом без системы регулировки фаз в серии В производителя Honda, тюнинг в 90% случаев состоит в установке VTEC от мотора B18 или B16. При этом существуют нюансы:

  • головку ГБЦ следует заменить в сборе целиком;
  • потребуются регулировочные шпильки ARP;
  • необходима плата для ЭБУ от производителя Hondata (Калифорния) для изменения версии прошивки ЭБУ.

На выходе гарантированно получится чуть больше 200 л. с. Для дальнейшего увеличения характеристик движка применяется механический тюнинг:

  • замена штатных поршней на изделия Wiseco для обеспечения степени сжатия 12 единиц;
  • портинг (шлифовка каналов) ГБЦ;
  • монтаж облегченных клапанов и распредвалов Skunk2 Stage2;
  • увеличение диаметра заслонки, установка ресивера Skunk2;
  • использование высокопроизводительных форсунок, например, 300сс;
  • установка бензонасоса Walbro производительностью 255 л/час;
  • модернизация выпускного тракта за счет паука 4/1 или 4/2/1 с прямотоком 55 – 63 мм.
Тюнинг B20B
Тюнинг B20B

В этом варианте тюнинг обеспечит более 240 л. с., но резко увеличится бюджет модернизации движка. Даже при механическом тюнинге ДВС B20B превосходит моторы аналогичного класса с турбиной или нагнетателем другого типа.

Таким образом, мотор B20B обладает параметрами 180 – 180 Нм крутящего момента, 125 – 150 л. с. мощности и 8,8 – 9,6 единиц степени сжатия смеси. Производитель обеспечивает потенциал до 240 – 300 л. с. для доработки собственными силами пользователя. Движок считается одним из лучших, несмотря на снятие его с производства еще в 2002 году.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля

Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы