Двигатель Honda D15B 1,5 л/105 л. с.

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.
Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.

В серии D производителя Honda двигатель D15B имеет средние объемы цилиндров – 1,5 л и высокие эксплуатационные характеристики – 119 – 138 Нм крутящего момента и 91 – 130 л. с. мощности. Серия D характерна конструкционными особенностями:

  • алюминиевым блоком и одним верхним распредвалом по схеме SOHC;
  • вращением коленвала против часовой стрелки и ременным ГРМ приводом;
  • рядным расположением цилиндров и поперечной установкой под капотом.
ДВС D15B
ДВС D15B

Движок D15B внутри имеет несколько вариантов исполнения:

  • один карбюратор;
  • два карбюратора;
  • моновпрыск внутри впускного коллектора;
  • регулировка фаз впускных клапанов системой VTEC.
Двухкарбюраторный мотор D15B
Двухкарбюраторный мотор D15B

Выпускался мотор 21 год с 1984 по 2005 год включительно, оценивается пользователями на +5 баллов за неубиваемость, даже в отсутствии периодического обслуживания.

Технические характеристики D15B 1,5 л/105 л. с.

Буквенно-цифровое обозначение в двигателе производителя Honda расшифровывается следующим образом:

  • первая буква – серия;
  • двузначная цифра – объем цилиндров в кубических дециметрах;
  • последняя буква – модификация внутри серии.

Кроме восьми версий D15B, модификациями этого же мотора считаются 1,5 литровые D15A (3 шт.), D15Z (6 шт.) и D15Y (2 шт.), рассматриваемые ниже.

Изначально схема двигателя D15 – это рядная атмосферная четверка с ремнем ГРМ верхней одновальной головкой ГБЦ. Количество клапанов на цилиндр в разных версиях отличается – вначале 2, затем 4, позже 3 штуки.

Движок D15B восьмиклапанный
Движок D15B восьмиклапанный

Благодаря цековке на торцах поршней в карбюраторных и инжекторных версиях мотор D15B не гнет клапана. Исключением являются модификации VTEC и 3-stage, в которых происходит соударение штока клапана с поршнем, даже несмотря на выемку.

В таблицу собраны технические характеристики D15B, D15A, D15Z и D15Y модификаций мотора:

ИзготовительHonda
Марка ДВСD15B
Годы производства1984 – 2006
Объем1493 см3 (1,5 л)
Мощность44,13 – 95,62 кВт (60 – 130 л. с.)
Момент крутящий99 – 138 Нм (на 4200 об/мин)
Вес140 кг
Степень сжатия8,7 – 10
Питаниекарбюратор/2 карбюратора/инжектор
Тип моторарядный бензиновый
ЗажиганиеТрамблер, DIS-2, COP
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндраТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре2/4
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Впускной коллектордюралевый
Выпускной коллекторлитой чугунный
Распредвалоригинальный профиль кулачков
Материал блока цилиндровалюминиевый сплав
Диаметр цилиндра75 мм
Поршниалюминиевые с цековкой на торце
Коленвал5 опор, 8 противовесов
Ход поршня84,5 мм
ГорючееАИ-92/95
Нормативы экологииЕвро-2/3
Расход топливатрасса – 5,2 л/100 км

смешанный цикл 6,5 л/100 км

город – 7,7 л/100 км

Расход масла0,6 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости5W30, 0W20
Какое масло лучше для двигателя по производителюLiqui Moly, Mobil, Motul, Castrol
Масло для D15B по составу синтетика, полусинтетика
Объем масла моторного3,3 л
Температура рабочая90°
Ресурс ДВСзаявленный 250000 км

реальный 400000 км

Регулировка клапановгайки, шайбы
Система охлажденияпринудительная, антифриз
Объем ОЖ4,5 л
ПомпаMetelli 240428, SKF VKPC87404
Свечи на D15BBKR5E-11 от NGK или Denso K16PR-11
Зазор свечи1,1 мм
Ремень ГРМ103 зуба 14400-Р2А-004 (D15Z6, D15Z7, 3Stg), 103 зуба 06141-Р2А-305 (D15B), 106 зубов 14400-РМ3-004 (D15B2, D15B7, VTEC)
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрFiltron AP104/2, AP154/1
Масляный фильтрVIC C-809, VIC C-307, VIC C-224
МаховикToda, Exedy, Fidanza
Болты крепления маховикаМ12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачкиVictor Reinz 125359301
Компрессияот 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 39 Нм

маховик – 118 Нм

болт сцепления – 36 Нм

крышка подшипника – 68 Нм (коренной) и 32 Нм (шатунный)

головка цилиндров – 12 м (М6) или 20 Нм (М8)

Из-за многообразия конструктивного исполнения описание параметров ДВС следует искать в паспорте ТС. В обязательном порядке мануал содержит регламент ТО и руководство по ремонту своими руками с подробными иллюстрациями.

Особенности конструкции

Согласно принятому производителем Honda обозначению своих силовых приводов двигатель D15B является вторым вариантом после D15A. Особенностями конструкции являются:

  • головка блока цилиндров всегда одновальная, может содержать систему регулировки фаз VTEC или 3-stage VTEC;
  • цилиндры созданы из чугунных гильз, установленных мокрым способом внутрь алюминиевого блока;
  • впрыск вначале был карбюраторным, затем произошла модернизация, карбюраторов стало два, дальше был моновпрыск внутри впускного коллектора и, наконец, инжекторная система в последних версиях;
  • чтобы увеличить мощность атмосферного ДВС без наддува, применялась форсировка методом регулировки фаз VTEC и 3 Stage VTEC;
  • система зажигания из трамблерной постепенно эволюционировала в DIS-2, затем COP.
ГБЦ D15B
ГБЦ D15B

Важной особенностью стало отсутствие гидротолкателей, поэтому пользователь вынужден регулировать клапаны каждые 30 – 40 тысяч км пробега. Зато снижены требования по качеству масла.

Впускной коллектор D15B
Впускной коллектор D15B

Производителем используется высокоресурсное навесное оборудование. Разработчиками Honda капремонт блока не предусмотрен, однако в РФ гильзы меняют в СТО без особых проблем. Изначально ресурс составляет 250 и 400 тысяч км (заявленный и реальный, соответственно). Если производить капитальный ремонт блока цилиндров перегильзовкой, то мотор становится «миллионником».

Перечень модификаций ДВС

За 21 год серийного производства устройство ДВС изменялось многократно:

ВерсияВпрыскСтепень сжатияМощность, л. с.Количество клапановГоды выпуска
D15A1карбюратор9,276121984 – 1987
D15A2карбюратор106081984 – 1987
D15A3карбюратор8,799121984 – 1987
D15B2 карбюратора9,2103161988 – 2001
D15B1моновпрыск9,27181988 – 1991
D15B2инжектор9,292161988 – 1995
D15B3карбюратор9,2106161988 – 1996
D15B42 карбюратора9,2101161989 – 1993
D15B5инжектор, VTEC9,290161990 – 2002
D15B6инжектор9,17281988 – 1991
D15B7инжектор9,2103161992 – 2000
D15B8инжектор9,17181992 – 1995
D15B VTECинжектор9,3130161992 – 1998
D15B 3-Stageинжектор9,3130161995 – 1998
D15Z1инжектор, VTEC9,390161992 – 1995
D15Z3инжектор, VTEC9,394161995 – 1997
D15Z4инжектор9,3105161994 – 2000
D15Z6инжектор, VTEC9,6114161995 – 2000
D15Z7Lean Burn, VTEC9,8130161996 – 1999
D15Z8инжектор, VTEC9,6130161997 – 2000
D15Y3инжектор9,6117162001 – 2006
D15B4инжектор, VTEC9,6130162001 – 2006

Плюсы и минусы

Основным достоинством 1,5 л версии силового привода D-серии производителя Honda является многократный запас надежности:

  • он не ломается без ОЖ и смазки;
  • неприхотлив к качеству бензина и масла;
  • всегда добирается до СТО своим ходом;
  • капремонт обходится в 200 евро максимум;
  • не нужен специальный инструмент и дорогостоящие приспособления;
  • навесное оборудование скомпоновано на корпусе удачно, не мешает в обслуживании.
Регулировка клапанов D15B
Регулировка клапанов D15B

К минусам можно отнести многообразие вариантов исполнения, вызывающее путаницу с номерами запчастей. Без гидрокомпенсаторов владелец вынужден регулярно посещать СТО и оплачивать регулировку тепловых зазоров клапанов.

Список моделей авто, в которых устанавливался

За двадцать лет мотор D15B и его прочие модификации применялись в следующих автомобилях Honda:

Модификация мотораМодель HondaВариант кузоваГоды выпускаДля какого рынка
D15A1CRXспорткар1984 – 1987
D15A2CRX DXкупе1984 – 1987США
D15A2CRX HF Grifinкомпактный спорткар1984 – 1987
D15A2Civic Wagon RT4WDполноприводный универсал1987Канада
D15A3CRX Si, Civic Siкомпакткары1985 – 1987
D15A3Civic 1.5iхетчбэк1985 – 1987Европа
D15A3CRX 1.5i2 + 2 сиденья1984 – 1987Европа
D15BCRX 1.5Xвысокий универсал1988
D15BCivic 25XXT Formulaхетчбэк1990Япония
D15BCivic Ferio MXседан1992Япония
D15BCapa GA4хетчбэк1998 – 2001Япония
D15B VTECCivic Vtiседан1992 – 1995Япония
D15B VTECCRX DelSolуниверсал1992– 1998Япония
D15 3-stage VTECCivic Ferio Viседан1995 – 1998Япония
D15 3-stage VTECCivic Vi-RSседан1999 – 2000
D15B1Civic Hatchbackхетчбэк1988 – 1991
D15B2Civic GL/DX/LXседан1988 – 1991
D15B2Civic Wagon Wagovan/DXуниверсал высокий1988 – 1991
D15B2CRX DXуниверсал1988 – 1991
D15B2Civic LSi Hatch/Salonхетчбэк1992 – 1995Европа
D15B2Civic DXi Hatch/Salonхетчбэк1992 – 1995Европа
D15B2Concertoхэтчбэк1990 – 1995Европа
D15B3Civic Shuttle GLуниверсал1988 – 1995
D15B3Ballade 150-15&150седан1989 – 1996Южная Африка
D15B3Civic LX1992 – 1995
D15B3Civic LX/EX1988 – 1991
D15B3Civic EX1992 – 1995
D15B4Civic GL1989 – 1993Австралия
D15B5Civic VTi1992 – 1995Великобритания
D15B6CRX HFхетчбэк1988 – 1991
D15B7City SX8хетчбэк1998 – 2000
D15B7Civic CXседан1992 – 1995Канада
D15B7Civic GLi1992 – 1995Австралия
D15B7Civic DX/LX1992 – 1995
D15B7Civic Del Sol Sхетчбэк1993 – 1995
D15B7Civic LSi Coupeкупе1992 – 1995Европа
D15B8Civic CXседан1992 – 1995США
D15Z1Civic VX1992 – 1995
D15Z1Civic VEi1992 – 1995Европа
D15Y3Civic EXi2001 – 2006Пакистан, Дубаи, Африка
D15Z3Civic MA9хетчбэк1995 – 1997Европа
D15Z4Ballade/Civicхетчбэк1996 – 2000Тобаго, Тринидад, Венесуэлла, Южная Африка
D15Z4Civic LXiседан1996 – 2000Филлипины
D15Z6Civic 1.5i LSседан1995 – 2000Европа
D15Z7Civic VTi EK3седан1996 – 1999
D15Z7Ferio Viхетчбэк1996 – 1999
D15Z8Civic LSсдан1997 – 2000Европа
Honda Civic
Honda Civic

Разнообразные характеристики двигателя отлично подходили практически для всех легких и средних автомобилей Honda за исключением тяжелых Stream, которые комплектовались 1,6 л и 1,7 л моторами этой же серии.

Регламент обслуживания D15B 1,5 л/105 л. с.

Рядный алюминиевый атмосферный двигатель D15B с инжектором обслуживается со следующей периодичностью:

  • ремень ГРМ следует менять через 100 000 км;
  • рекомендовано после 30000 пробега регулировать тепловой зазор клапанов;
  • свечей зажигания движков хватает на 20000 пробега;
  • изготовителем предусмотрена периодическая очистка вентиляции в картере каждые 2 года;
  • создатель силового привода рекомендует замену моторного масла и фильтра через 10 000 км;
  • новый фильтр топливный устанавливается после 40000 пробега;
  • согласно рекомендациям производителя, воздухофильтр подлежит замене раз в год;
  • присадки с завода внутри антифриза начинают разлагаться после 80000 км;
  • стенки коллектора выпускного начинают прогорать через 60000 км.
Обслуживание D15B
Обслуживание D15B

И карбюраторные, и инжекторные версии мотора D15 крайне неприхотливы в обслуживании и эксплуатации.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

Кроме того, что в некоторых вариантах исполнения мотор D15B своими поршнями гнет клапана, в процессе эксплуатации выявлены следующие характерные поломки:

Звук наподобие дизельногоИзнос постелей распредваловРемонт гбц
Плавающие обороты1) выработка ресурса лямбда-зонда

2) поломка ДХХ

3) засор дроссельной заслонки

1) замена датчика СО

2) замена датчика холостого хода

3) прочистка дросселя

Загиб штоков клапановобрыв ремня ГРМРемонт гбц и замена ремня
Ремонт D15B
Ремонт D15B

Возможны протечки из датчика давления масла и выход из строя трамблера. В остальном силовые приводы серии D объемом 1.5 л нареканий не вызывают.

Варианты тюнинга мотора

Изначально атмосферный двигатель D15B не имеет официальных турбоверсий. Производится тюнинг силового привода по следующему алгоритму:

  • на обычный движок монтируется новая ГБЦ с системой регулировки фаз VTEC для получения 130 л. с.;
  • если муфта VTEC уже имеется в наличии, производится механический тюнинг для достижения 160 л. с.;
  • либо выполняется турботюнинг путем установки турбонагнетателя и интеркуллера для обеспечения около 200 л. с. мощности.
Система VTEC
Система VTEC

Механический тюнинг предпочтительнее, поскольку сохраняется ресурс мотора:

  • совмещение каналов и их шлифовка внутри ГБЦ (портинг);
  • установка 60 мм заслонки и организация холодного впуска интеркуллером;
  • ресивер спортивного типа;
  • злой распредвал типа COMPCams, Skunk2, BrianCrower с 272 фазой;
  • диаметр выхлопа от 51 мм;
  • паук 4:1 или 4:2:1.
Тюнинг D15B
Тюнинг D15B

При установке турбокомпрессора следует учесть нюансы:

  • от мотора объемом 1,5 л сложно получить более 200 л. с. при сохранении, хотя бы 100 тысяч км пробега;
  • с одной стороны, можно применить кованную ШПГ, повысить давление наддува и снизить степень сжатия;
  • с другой стороны, можно оставить базовую ШПГ, ограничиться 0,5 барами, увеличить выхлоп до 63 мм, использовать высокопроизводительные форсунки 440 сс, насос Вальбро 255 и интеркуллер.

Таким образом, мотор D15 имеет несколько вариантов исполнения A – Z с карбюраторным, инжекторным и моновпрыском, поэтому эксплуатационные характеристики поразительно отличаются. Например, мощность ДВС варьируется в диапазоне 60 – 130 л. с. без применения турбонаддува.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля

Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы