Установка карбюратора: процесс замены и подключения
Содержание
Поскольку до сих пор владельцами авто эксплуатируются транспортные средства, не оснащенные ЭБУ и инжекторами, установка карбюратора необходима при выработке ресурса этого узла или замене штатного варианта улучшенными модификациями, поэтому водителю следует понимать принцип действия, конструкцию и пошаговую технологию демонтажа и установки узла приготовления топливной смеси в заданных пропорциях компонентов.
Карбюраторный узел
В силу экономического фактора при появлении высокотехнологичных систем изготовления топливной смеси и ее распределения по цилиндрам ДВС все пользователи не могут поголовно перейти на машины с инжекторными двигателями. Другими словами – до сих пор эксплуатируются транспортные средства с карбюраторными моторами, которые необходимо обслуживать, ремонтировать и заменять более совершенными модификациями.
Назначение
Чтобы поменять карбюратор своими силами, необходимо знать его назначение. В камерах сгорания двигателя в принципе невозможно сжечь бензин без воздуха, в котором содержится необходимый для воспламенения кислород. У мотора существует несколько основных режимов: пуск, холостой ход и работа под нагрузкой, для каждого из этих режимов требуется топливная смесь с не одинаковым количеством воздуха.
Именно для смешивания горючего и воздуха в определенных пропорциях создан карбюраторный узел. При идеальной настройке карбюратор не уступает инжектору в экономичности топлива, однако этот механический узел слишком зависит от износа прочих систем двигателя.
Расположение
При настройке, ремонте и замене «топливного смесителя» потребуется снятие карбюратора, поэтому пользователю важно знать, где находится карбюратор, и в какой последовательности снимать подведенные к нему топливопроводы. Горючее всегда подается в автомобилях электронасосом, а воздух можно отбирать из атмосферы без дополнительных приспособлений после предварительной очистки, поэтому расположен карбюратор непосредственно под воздушным фильтром, а подача горючего осуществляется к нему принудительно от насоса по топливопроводам. При движении поршня внутри цилиндра из верхней мертвой точки в нижнюю создается вакуум для всасывания очередной порции топливной смеси, поэтому проблем с дальнейшим перемещением приготовленной в карбюраторе смеси внутрь цилиндров не возникает в принципе безо всяких насосов.
В зависимости от компоновки механизмов под капотом карбюраторы могут располагаться неодинаково, но всегда находятся в непосредственной близости от блока цилиндров. Алгоритм поиска предельно простой:
- между бензонасосом и блоком цилиндров;
- под воздушным фильтром.
Если вместо морально устаревшего карбюратора устанавливаем «продвинутый» аналог, стоять он обязан на том же самом месте, независимо от конструкции. Топливопровод и воздушный фильтр должны быть подсоединены к новому узлу абсолютно герметично.
Конструкция
Существуют карбюраторы разных конструкций, однако состоят они из стандартных узлов:
- подогреватель;
- пусковое устройство;
- ускорительный насос;
- экономайзеры режимов и ХХ;
- перепускные системы;
- поплавковая камера;
- дозирующие системы;
- механизм блокировки;
- отсос газов картерных;
- система ХХ;
- корпус и крышка;
- дроссельные заслонки.
При первичном запуске ДВС в салоне вытягивается рукоятка подсоса, поворачивающая через рычаг воздушную заслонку в положение «Закрыто». В это же время дроссельная заслонка открывается в предварительно отрегулированное винтом положение. В момент запуска работает только одна камера, чтобы исключить провалы двигателя.
Затем вступает в действие система холостого хода:
- компоненты смеси (топливо и воздух) подаются через жиклеры ХХ;
- на малых оборотах дополнительно всасывается недостающее количество воздуха из диффузора;
- винтом качества регулируется зазор дроссельной заслонки;
- после нажатия акселератора начинает работать переходная система внутри камеры;
- смесь обогащается топливом из щели перепускной системы поверх заслонки, чтобы исключить провалы при изменении оборотов холостого хода в рабочий режим;
- во время движения смесь обогащается аналогичным образом, но уже из другой камеры через круглое отверстие перепускной системы;
- экономайзер мощности контролирует чрезмерное открытие заслонок и разряжение в коллекторе впуска, добавляет топливо в обход главного жиклера;
- ускорительный насос включается при разгоне;
- после выключения двигателя экономайзер ХХ принудительно перекрывает канал холостого хода, чтобы топливо не заливало свечи.
Общая схема подключения карбюратора имеет вид:
- шланг вакуумного регулятора;
- шланг системы ЭПХХ;
- шланг вентиляции картера;
- шланг разряжения ЭПХХ клапана;
- шланги подачи и отвода топлива.
Последним подключается специальной колодкой микровыключатель.
Замена карбюратора
Если режимы работы ДВС не удается отрегулировать, необходима замена штатного карбюратора оригинальным изделием или более совершенной модификацией. Для этого потребуется разборка узла и последовательность операций, как поставить карбюратор собственными силами без посещения СТО.
Демонтаж
Пошаговая инструкция, как снять карбюратор любой конструкции, выглядит следующим образом:
- демонтаж воздушного фильтра для обеспечения доступа к дефектному узлу;
- снятие привода заслонки воздуха;
- извлечение приводной пружины от педали газа;
- затем тросика привода после удаления фиксатора;
- отсоединение экономайзера ЭПХХ и топливопроводов;
- демонтаж подогревателя;
- отсоединение оставшихся шлангов;
- откручивание крепежа корпуса карбюратора.
Указанная методика не включает полную разборку, так как узел заменяется целиком.
Установка
Традиционно для всех механизмов машины установка карбюратора полностью повторяет демонтаж, но уже в обратной последовательности. Более подробно можно рассмотреть монтаж карбюратора на примере ДААЗ Солекс модификации 21053.
Заводская настройка оборотов ХХ часто сбитая, поэтому вначале следует ослабить регулировочный винт.
В таком положении на холостом ходу двигатель уверенно выдаст около 2000 об/мин. Зимой можно вернуть заводские настройки, не снимая этот узел целиком.
Две прокладки из паронита устанавливаются с разных сторон относительно средней текстолитовой проставки (снизу и сверху, соответственно), монтируются на блок цилиндров в первую очередь.
- Штатная тяга снимается;
- Вместо нее на штатное место зацепляется тяга от Нивы;
- Без каких либо доработок карбюратор встает на штатное место;
- Кронштейн расположен на двух шпильках со стороны водителя;
- Тяга шарнирно соединяется с кронштейном;
- Верхняя крышка в сборе мешает закручиванию двух гаек со стороны пассажира, поэтому ее часто снимают, чтобы протянуть резьбовое крепление торцевой головкой;
- Второй кронштейн крепится на шпильку клапанной крышки;
- Затем надевается возвратная пружина;
После монтажа производится подключение карбюратора шлангами либо трубками в зависимости от комплектации машины.
Подключение к топливной системе
Поскольку обвязку карбюратора гибкими магистралями следует производить в определенной последовательности, схема выглядит следующим образом:
- присоединение картерного шланга или трубки карбюратора;
- второй конец этого же шланга подключается тройником в шланг перед фильтром;
- вкручивается магнитный клапан, на него надевается плюсовая клемма;
- крепится тросик от акселератора;
- надевается последний шланг над тросиком газа.
На этом подключение шлангов карбюратора завершено, но необходимо настроить режим холостого хода. В противном случае на перекрестках и в пробках машина будет глохнуть постоянно, что резко снижает комфортность эксплуатации.
При замене штатного карбюратора моделью Солекс 21053 кроме покупки самого узла придется докупить комплектующих еще на 1500 рублей, половина из которых уйдет на блок управления ЭПХХ 5013 с проводкой.
Регулировка холостого хода
На нижнем рисунке указаны регулировочные винты карбюратора.
Отечественные авто ВАЗ комплектовались карбюраторами Озон, Солекс и Вебер, регулирующимися по единому принципу. Однако прежде, чем настраивать режимы ХХ, необходимо предварительно прочистить этот узел без демонтажа корпуса:
- топливный фильтр промывается бензином;
- из поплавковой камеры содержимое откачивается грушей медицинской, затем полости высушиваются воздухом;
- воздушные жиклеры продуваются компрессором;
- запорный клапан промывается растворителем, просушивается воздухом.
Регулировка производится поэтапно:
- открыть крышку камеры, немного сдвинуть поплавок, потянуть за кронштейн;
- зазор между поплавком и прокладкой крышки должен быть 6 – 7 мм, при погружении иглы 1 – 2 мм, соответственно;
- запустить ДВС, вытянуть подсос, открыть заслонку воздушную на треть рукой;
- установить 3200 – 3600 об/мин;
- отпустить заслонку, выставить 2900 – 3300 об/мин.
Обороты ХХ выставляются на прогретом моторе, для этого винтом качества топливной смеси выставляются максимальные обороты. Затем винтом количества обороты снижаются на 100 единиц, ДВС запускается винтом качества.
Таким образом, зная, как установить карбюратор или заменить штатный «смеситель топливной смеси» более эффективной моделью, как подключить шланги и датчики, можно добиться режимов расхода топлива, не уступающих инжекторным двигателям.