ГБО: как устроено, обзор поколений и рекомендации по выбору

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.
Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.

Постоянная нехватка денег и желание сэкономить на передвижении по городу – пожалуй, основные причины, по которым всё большее количество автомобилистов стремятся установить на свои машины газобаллонное оборудование (ГБО). В плане экономии этот вид топливного обеспечения мотора реально один из лучших, ибо окупает свою установку в довольно-таки короткие сроки. Однако подобная реальность возможна лишь в случае правильного подбора ГБО и его грамотной эксплуатации. В сегодняшней статье наш ресурс поможет всем желающим понять, что такое газобаллонное оборудование и как его правильно подобрать.

Баллон пропана на автомобиле

Сущность и общая концепция ГБО

Газовое оборудование на авто – говоря простым языком, это некоторая совокупность деталей, которая позволяет адаптировать бензиновый или дизельный мотор под работу на газовом топливе. На сегодняшний день наиболее используемыми вариантами установок подобного рода являются:

  • ГБО пропан-бутан, работающее на данной вариации газа;
  • ГБО метан, соответственно, функционирующее на метановом газе.

Однозначно сказать, какое ГБО лучше, довольно таки сложно, ибо что метановые, что пропановые установки имеют и преимущества, и недостатки. Для среднестатистического автомобилиста особой разницы в том, что именно монтировать на автомобиль, не имеется. Учитывая этот нюанс, многие водители отдают предпочтение более дешёвому и нетребовательному в плане эксплуатации оборудованию на пропане. Отметим, что порядка 90 % всех машин на газу в нашей стране ездят именно на этой вариации газового топлива.

По сути, ГБО любой формации – это та же карбюраторная или инжекторная система с аналогичным устройством работы. Единственное — работает она на газу.

Любое газовое оборудование непременно состоит из:

  • резервуара для хранения топлива – газового баллона;
  • топливопроводов – шлангов, по которым газ доставляется до мотора;
  • узлов, контролирующих подачу топлива в систему и по ней – форсунки и клапана;
  • топливораспределительного устройства – редуктор-испаритель, который переводит сжиженный газ, поступающий из баллона, в формацию топливной смеси или его аналоги;
  • фильтрующих элементов горючего – фильтры грубой и тонкой очистки;
  • электронных датчиков и блока управления, осуществляющих контроль за работой всего ГБО.

С момента появления газовых установок для автомобилей они используются как на инжекторных, так и на карбюраторных моторах. То есть, ГБО на карбюратор и ГБО на инжектор – это одно и то же устройство, которое устанавливается и синхронизируется с данными топливораспределительными механизмами. Хорошее ли это качество подобного оборудования? Однозначно — да, ведь никому не стоит «заморачиваться» в подборе газовой аппаратуры конкретно под свою вариацию двигателя. Как видите, особых сложностей в концепции, сущности и работе ГБО не имеется.

Комплект для установки ГБО

Стоит ли устанавливать ГБО на свой автомобиль?

Пожалуй, один из самых задаваемых вопросов в автолюбительской сфере – «Нужно ли переводить машину на газ или продолжить ездить на бензине?». Тема довольно-таки многогранна к обсуждению, однако слегка поразмыслив, стоит выделить основные предпосылки к установке ГБО. На сегодняшний день среди таковых стоит выделить:

  • Первое — необходимость частой эксплуатации транспортного средства (дистанция, проезжаемая ежемесячно достигает хотя бы 1 500 километров);
  • Второе — отсутствие желания «выжимать» максимум из своего агрегата;
  • Третье — желание постоянно экономить на топливе.

Допустим, все отмеченные выше положения применимы именно к вам. Стоит ли сразу бежать за комплектом нового оборудования, сливать бензин и запасаться газом? Точно нет. Как минимум, нужно проанализировать, способны ли вы потянуть в данный момент времени установку и регистрацию ГБО. Сегодня полное оснащение машины газовой аппаратурой встанет минимум в 40 000 рублей. Не столь мало, как могло показаться на первый взгляд.

В какой срок окупится установка ГБО? Тут всё зависит от активности использования вами автомобиля. В среднем, при расходе газа 7-10 литров на 100 километров и проезде в месяц порядка 1 500-2 000 километров среднестатистическая установка на газу полностью окупает себя за 8-10 месяцев, после чего работает уже в пользу автомобилиста. Если вы готовы к такому и рассчитываете на получение прибыли с ГБО в будущем, то стоит всерьёз задуматься о его покупке и монтаже. В ином случае спешить не нужно и вполне можно поездить некоторое время на старом добром бензине, хорошенько всё обдумав.

Диагностика ГБО

Поколения газовой аппаратуры

Многие автомобилисты, в том числе и не думающие об установке газа на свой автомобиль, ни раз видели, слышали рекламные слоганы по типу «Продаю лучшее ГБО пятого и шестого поколения по розничной цене» или «Первое газобаллонное оборудование со скидкой в 30 % от первоначальной стоимости». У любого человека сразу возникает вопрос по поводу того, что значат эти цифры в приставке к газовой аппаратуре. Ответ крайне прост – поколения газобаллонного оборудования.

Удивительно, но со стороны производителей подобного разделения установок не имеется. Придумали его, что уже не удивительно, маркетологи. К счастью, различия поколения ГБО между собой имеют, и заявления по этому поводу имеют под собой некоторые основания. Основные несостыковки в разных типах аппаратуры заключаются в их функциональной оснащённости, наиважнейшую роль из которых играют:

  • Способ подпитки мотора, который у разных поколений модернизировался от карбюраторной системы питания до непосредственного впрыска топлива в камеры сгорания ДВС;
  • Электронизация ГБО, заключающаяся в использовании тех или иных электронных «фишек» в конструкции газовой аппаратуры.

Пожалуй, именно эти два параметра газового оборудования и подтолкнули маркетологов на их подразделение по поколениям. Говоря проще – чем выше номер поколения у ГБО, тем оно более «прокачано» со стороны всех аспектов использования.

На сегодняшний день официально принято считать, что среди всех газовых установок имеется 6 поколений:

  • ГБО 1. Пожалуй, самая примитивная газовая аппаратура из когда-либо имеющихся на рынке. Работает такое оборудование ГБО по принципу подачи смеси в мотор через штуцер-смеситель, который соединяется напрямую с впускным коллектором. О каком-либо электронном оснащении оборудования первого поколения говорить не приходится;ГБО 1 поколения
  • ГБО 2. Усовершенствованное первое поколение газовых установок. Главное отличие ГБО 2 от 1-ого заключается в том, что в его конструкции используется автоматизированный смеситель для топливной смеси и присутствует частичная электронизация. Предпочтительны к оборудованию такой аппаратурой любые бензиновые двигатели с системой монопитания мотора. На сегодняшний день ГБО 2 является доступным и нередко устанавливается на транспортные средства для перевозки грузов из-за своей доступности;ГБО 2 поколения
  • ГБО 3. ГБО 3 – первый представитель газовой аппаратуры для машин с топливной системой распределённого впрыска горючего. Отличие ГБО 3 от ГБО 2 заключается в усовершенствовании автоматизированного смесителя, который стал подавать газ не во все цилиндры сразу через один впускной коллектор, а в каждый из них по отдельности. Также ГБО существенно модернизировалось в плане электроники и стало хитом 90-х в зарубежных странах. В России ГБО 3 не прижилось и практически не использовалось с момента своего появления;ГБО 3 поколения
  • ГБО 4. Данный вид аппаратуры стал логическим продолжением прошлого поколения, но уже ориентированным на инжекторные моторы на бензине. При установке ГБО 4 автомобиль дополнительно комплектуется уже газовым инжектором, состоящим из редуктора-испарителя, блока управления и форсунок. Установка довольно-таки проста, но очень надёжна в работе и удобна во всех аспектах своего использования. Именно поэтому ГБО 4 является самым популярным сегодня, даже несмотря на более низкую стоимость своего основного конкурента – газовой аппаратуры 2-ого поколения;ГБО 4 поколения
  • ГБО 5. ГБО 5 – это оборудование 4-ого поколения для тех автомобилей, на которые стандартное ГБО 4 установить нельзя. Главное отличие ГБО 5 от своего предшественника заключается в отсутствии газового инжектора. Устройство ГБО 5 предполагает подачу газа в мотор в сжиженном состоянии, в то время как 4-я аппаратура превращает его в газовую топливную смесь в стандартном понимании этого определения. ГБО 5 получило широкое применения лишь в тех моментах, когда автомобилисты не могут оборудовать свой автомобиль ГБО 4 в силу особенностей его конструкции. В остальном же такая аппаратура успехом не пользуется;ГБО 5 поколения
  • ГБО 6. На данный момент ещё не используемый тип газового оборудования. Суть концепции ГБО 6 поколения заключается в том, что газ также подаётся в жидком состоянии, но уже не через специальный инжектор, а через топливораспределительный механизм для бензина. То есть, в обычный инжектор или карбюратор «врезается» специальный клапанный селектор, который подключает либо подачу газа, либо бензина. Концепт устройства поистине крутой и уникальный, поэтому стоит констатировать – дешёвым ГБО 6 уж точно не будет.ГБО 6 поколения

В целом, подразделение ГБО на поколения пусть и необязательно, но довольно-таки удобно в плане рассмотрения разных типов аппаратуры. Тут маркетологи не только увеличили интерес к газовому оборудованию, но и реально помогли покупателям в понятии его концепции.

Пара слов о выборе газовой установке

Резюмируя сегодняшний материал, не лишним будет дать пару советом по поводу того, как подобрать оптимальное ГБО для конкретного автомобиля. На самом деле сложностей в процедуре выбора установки нет, и заключается она в организации следующих этапов:

  • Оценка целей установки ГБО и подбор составляющих компонентов оборудования непосредственно под них;
  • Проверка возможности установки конкретной аппаратуры в конструкцию вашего авто;
  • Анализ имеющейся системы питания, что также немаловажно в выборе газового оборудования.

Наш ресурс рекомендует своим читателям покупать аппаратуру 4-ого поколения, конечно, если такая возможность имеется. Именно этот вид ГБО – по мнению многих, самый удобный и беспроблемный в плане установки, а также использования. Что касается конкретных марок и производителей аппаратуры, то здесь что-то говорить будет сложней. Как показывает практика, лишь ограниченный перечень производителей производит реально качественные установки. В частности, к ним относятся ГБО от:

  • AMVL;
  • Lovato;
  • BRC;
  • Prins;
  • Digitronic.

Профессиональный набор для монтажа ГБО

Если брать в расчёт и производителей ГБО из России, то лучше всех проявляет себя организация «Альфа». Именно она, опять же, по мнению многих автоэкспертов и автолюбителей, производит наилучшие газовые установки в нашей стране.

Надеемся, сегодняшняя статья была для вас полезна. Удачи в выборе ГБО, его эксплуатации и на дорогах!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля