Подшипник редуктора: замена своими руками

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.
Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.

Работа редуктора заднего моста – это непрерывное вращение валов, шестерен, находящихся во взаимном зацеплении. Косые шестерни дифференциала, главная гипоидная передача, требуют идеального взаимного расположения и центровки. Для этого в редукторе применяются подшипники. Кроме удержания осей валов в заданном положении, подшипник редуктора выполняет основную задачу – снижение трения.

Какие подшипники используются в автомобилях?

В принципе, в современных авто используются любые технологии, даже подшипники трения. Рассмотрим особенности их конструкции.

  • Шариковый подшипник. Многие думают, что это самая простая модель. Практически классика. На самом деле, это не так. Действительно, первые варианты подшипника представляли собой два кольца (обоймы) с шарами внутри. Инженеры не особо заботились о точках контакта, главное – низкое сопротивление качения. С увеличением скоростей вращения механизмов, и нагрузки на них, требования к комплектующим ужесточились. Дело в том, что шариковый подшипник стандартной конструкции рассчитан лишь на радиальную нагрузку, при воздействии вдоль оси он быстро изнашивается. Ситуация разрешается особой формой обоймы, когда шар имеет 4 точки контакта. Тогда изделие становится более универсальным. Существуют и более сложные конструкции обоймы. Например, в подшипнике рулевого редуктора.
  • Он хорошо держит как радиальную, так и упорную (осевую) нагрузку. Для интенсивной эксплуатации выпускают двухрядные шарикоподшипники. Например, для бортового редуктора на вездеходах. Роликовые подшипники. Элементы качения выполнены в виде цилиндров. За счет увеличенной площади контакта, живучесть таких устройств значительно повысилась. Подшипники стало возможным применять в силовых механизмах, где раньше использовались лишь постоянно смазываемые втулки трения. Например, на валах углового редуктора. Каждая ось испытывает радиальную нагрузку, при этом интенсивность эксплуатации высокая. Однако у такой конструкции есть недостаток – полная несовместимость с осевыми нагрузками. Выход – конический подшипник.
  • Ролики расположены под углом к оси вращения, и стало возможным подавать на них осевую нагрузку в одном направлении. Для редуктора заднего моста, применяется зеркальное размещение, когда осевые усилия распределены между двумя устройствами (на рисунке позиции 1 и 2).
  • Выпускаются и двухрядные «ролики» с коническим противонаклоном. Они универсальны, но занимают много места. Например, для бортового редуктора, который сам по себе отнимает пространство подвески, такое решение неприемлемо, несмотря на ряд преимуществ.
  • Если усилие велико, а скорости вращения незначительны – применяются игольчатые подшипники. Представляют собой обычные ролики, только цилиндры маленького диаметра в сравнении с длиной. Отлично подошли бы для редуктора заднего моста (компактны), но скорость вращения ограничена.
Шариковый подшипник
Шариковый подшипник
Особая форма обоймы подшипника
Особая форма обоймы подшипника
Обойма подшипника рулевого редуктора
Обойма подшипника рулевого редуктора
Роликовый подшипник
Роликовый подшипник
Подшипник для углового редуктора
Подшипник для углового редуктора
Конический подшипник
Конический подшипник
Схема конического подшипника
Схема конического подшипника

Правильная эксплуатация

Любой трущийся элемент (даже шарик) нуждается в смазке. Иначе износ будет настолько быстрым, что придется проводить ремонт каждые 500 км. Смазка подшипников редуктора заднего моста осуществляется из картера, собственным маслом дифференциала.

Если узел установлен автономно (например – поддержка кардана), смазывание происходит «своими силами». В сепаратор закладывается литол, для его удержания применяются крышки подшипников.

Подшипники с крышками

Как поменять подшипник своими руками?

Этот узел плотно запрессовывается в посадочное место, извлечь его без специального инструмента сложно. Для замены подшипников редуктора применяют специальный съемник.

Съемник для смены подшипников

Он позволяет равномерно распределить усилие, и внешняя обойма не будет перекошена. Чтобы снять подшипник с редуктора кардана, не обязательно доставать из-под машины мост, а вот для ремонта рулевого редуктора, его придется полностью демонтировать.

Рассмотрим, насколько просто поменять подшипник редуктора моста

Разумеется, технология замены подшипника, бортового редуктора портального моста УАЗа, несколько сложнее, но общее представление получить можно.

Для выполнения разборки, потребуется стандартный набор ключей, и съемник подшипников. Для усадки на место можно воспользоваться опрессовочным кольцом (банальный отрезок трубы), и молотком. Редуктор разбирается, и все детали меняются за пару часов.

Разбор редуктора

Существует методика, как снять подшипник без съемника. Для этого конструкцию, на которой он находится, прочно закрепляют, и обстукивают обойму по кругу зубилом.

Съем подшипника зубилом

Профессионалы не рекомендуют этот способ, поскольку на посадочном месте возникают задиры, но в качестве экстренной меры подойдет.

Итог

Несмотря на кажущуюся сложность, заменить подшипник не намного сложнее, чем колесо. Необходимо помнить, что регулярная смена масла в узлах трения, продлевает жизнь не только шестерням, но и подшипникам.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля

Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы