Системы охлаждения двигателя. Почему и куда уходит антифриз, если нигде не протекает

Системы охлаждения двигателя. Почему и куда уходит антифриз, если нигде не протекает.

Уменьшение уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке системы охлаждения двигателя автомобиля обязан вовремя заметить каждый водитель при ежедневном осмотре подкапотного пространства. Очень нежелательно доводить развитие процесса до роста температуры двигателя внутреннего сгорания (ДВС), что определяется по указателю приборной панели. Тем более по снижению мощности двигателя.
Бывает трудно найти места утечек наружу, так как жидкость быстро испаряется. Но методики имеются, к тому же антифриз оставляет следы. Сложнее с внутренними неплотностями системы охлаждения, которые никак внешне не проявляются.

Пути расхода охлаждающей жидкости из системы охлаждения.

Имеются только два направления. Это в сторону выхлопной системы, то есть выброс паров антифриза вместе с отработанными газами, и стекание в масляный картер двигателя. Там антифриз смешивается с маслом, образуя достаточно стойкую эмульсию, которая уже не может исправно выполнять свои функции по обслуживанию моторной механики и гидравлики.

Уплотнительные детали и стыки системы охлаждения.

Главный стык, по которому происходит наибольшее число утечек расположен между блоком и головкой цилиндров. Там имеется прокладка, работающая в очень сложных условиях. Сверху и снизу она контактирует с массивными металлическими деталями, получая самые разнообразные нагрузки. Можно перечислить её функции и последствия их выполнения:

  • уплотняется так называемый огневой стык, по которому делится на части камера сгорания;
  • разделяются между собой масляные и водяные каналы, по которым сообщаются головка и блок;
  • через прокладку проходят некоторые детали и механизмы, в зависимости от конкретного мотора это могут быть приводы газораспределительного механизма, крепёжные силовые болты и шпильки, дополнительные газовые и воздушные переходы вспомогательных систем;
  • прокладка подвержена мощному сжатию суммарным усилием стяжных болтов;
  • материал, а это обычно или паронит, или более современный набор металлических пластин с герметизирующими слоями, испытывает
  • продольные нагрузки при неравномерном тепловом расширении деталей мотора;
  • максимальное давление при высокой температуре испытывает огневой стык, но и в каналах для рабочих жидкостей присутствует значительное давление;
  • не всегда для изготовления прокладок применяются самые лучшие материалы;
  • при сборке двигателя после ремонта не всегда тщательно соблюдается технология.

Рано или поздно, прокладка не выдерживает такие нагрузки и приходит в негодность. При этом жидкость из системы охлаждения может попадать в камеру сгорания или в масло. В первом случае за машиной создаётся облако испарившегося антифриза белого цвета, во втором – на масляном щупе, пробке горловины и в слитом масле видна желтоватая эмульсия. Это признаки пробитой прокладки.

Кроме того, протечь могут и иные стыки, в зависимости от конструкции двигателя. Обычно это всевозможные теплообменники, они  регулируют режимы работы систем охлаждения двигателя. В которых тоже есть свои уплотнители.

Начавшееся разрушение составных частей мотора.

Головка и блок представляют собой мощные литые детали, но и они не вечны при температурных и ударных нагрузках. В металле появляются трещины, доходящие до каналов рубашек охлаждения. Через них жидкость точно так же, как и в предыдущем случае, и с теми же последствиями уходит в цилиндры или в масло.
Иногда совмещаются между собой масляные и водяные радиаторы. Это тоже создаёт условия для взаимных протечек через трещины. Причём не только в двигатель, воздействию антифриза может подвергаться и трансмиссия. Или даже система впуска, в зависимости от конструкции интеркулера или иных патрубков обогрева узлов. Попадание антифриза на впуск равносильно утечкам в камеру сгорания.

Система охлаждения двигателя и способы её диагностики.

Проверке подлежит герметичность системы охлаждения. Для этого она опрессовывается, то есть в неё подаётся избыточное давление сжатого воздуха. Места утечек выдают себя шипением, накапливанием жидкости или даже визуально, если используется дымогенератор.
Более современный способ предусматривает эндоскопию цилиндров. С помощью миниатюрной видеокамеры на кабеле или штанге можно осмотреть внутренность цилиндров и увидеть характерные следы вымывания нагара или прямой утечки под давлением.

После выявления подозрительных участков производится разборка двигателя и осмотр деталей. Используя увеличительную технику, дефекты локализуются и устраняются заменой деталей. Иногда можно использовать сварку, наплавление и шлифовку.

Ездить с уходящей жидкостью недопустимо даже на небольшие дистанции. Возможны крупные разрушения цилиндропоршневой группы, головки и блока, задиры нагруженных подшипников трения. Моторы работают на пределе своих возможностей, смазка должна быть строго штатной. Цена вопроса после появления эмульсии под нагрузкой очень велика, вплоть до полной замены мотора в сборе, ремонт может оказаться дороже нового, тем более контрактного агрегата.

Читайте так же: Замена тосола или антифриза и промывка системы охлаждения двигателя.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Adblock
detector