Двигатель Subaru FB20 2 л/150 л. с.

В линейке FB горизонтально-оппозитных моторов с алюминиевым блоком, двухвальными ГБЦ и системами AVCS изменения фаз двигатель FB20 обладает средними характеристиками – 2,0 л, 197 Нм и 150 л. с. Силовой привод создавался производителем Subaru для автомобилей Forester и Impreza.

ДВС FB20
ДВС FB20

Технические характеристики FB20 2 л/150 л. с.

Производитель Subaru всегда тяготел к моторам с горизонтальным противоположным зеркальным расположением цилиндров, поэтому в двигателе семейства FB использован принцип взаимного уравновешивания горизонтальных и вертикальных сил для снижения вибраций. Оппозитная схема двигателя применяется автопроизводителями очень редко. Кроме Subaru, экспериментировали с подобной компоновкой Ferrari, Honda, BMW, Oltcit, Porsche и Volkswagen.

Блок цилиндров FB20
Блок цилиндров FB20

Первым поколением моторов Subaru Boxer считается серия EA (выпущено 4,1 млн. в период 1966 – 1989 г.), вторым – серия EJ (с 1989 по 2010 год произведено 7,6 млн.), третьим – FB серия.

Наличие соударения поршня/клапана является важной особенностью ДВС третьего поколения Boxer при обрыве цепного ГРМ привода, поэтому FB20 гнет клапана. Хотя официальный мануал производителя содержит информацию о том, что модификации EZ36, FB25, FA20, FB16 и FB20 не нуждаются в замене цепи и, даже периодическом ее осмотре, что не соответствует действительности.

Впускной тракт FB20
Впускной тракт FB20

Производитель во второй версии FB20 семейства FB постарался увеличить мощность за счет следующих технических решений:

  • объем цилиндров увеличен до 1995 см3 (у первой версии FB16 он составляет 1600 см3);
  • облегчены поршни и шатуны;
  • диаметр цилиндра стал 84 мм, ход поршня 90 мм с сохранением степени сжатия 10,5 единиц и длинного хода;
  • использован механизм сдвига фаз газораспределения AVCS на обоих распредвалах (впускной и выпускной).
Разборный пластиковый впускной коллектор FB20
Разборный пластиковый впускной коллектор FB20

Технические характеристики FB20 соответствуют следующим табличным значениям:

ИзготовительSubaru
Марка ДВСFB20
Годы производства2010 – …
Объем1995 см3 (2,0 л)
Мощность110 кВт (150 л. с.)
Момент крутящий153 Нм (на 4200 об/мин)
Вес117 кг
Степень сжатия10,5
Питаниеинжектор
Тип мотораоппозитный бензиновый
Зажиганиекоммутаторное, бесконтактное
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндраТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре4
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Впускной коллекторпластиковый двухступенчатый
Выпускной коллекторсварной стальной
Распредвал2 впускных, 2 выпускных
Материал блока цилиндровалюминиевый сплав
Диаметр цилиндра84 мм
Поршниоблегченные
Коленвал12200АА440
Ход поршня90 мм
ГорючееАИ-95
Нормативы экологииЕвро-4
Расход топливатрасса – 6,7 л/100 км

смешанный цикл 8 л/100 км

город – 10,4 л/100 км

Расход масла1 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкоститолько 0W20
Какое масло лучше для двигателя по производителюLiqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для FB20 по составузимой синтетика, летом полусинтетика
Объем масла моторного4,8 л
Температура рабочая95°
Ресурс ДВСзаявленный 200000 км

реальный 250000 км

Регулировка клапановгайки, шайбы
Система охлажденияпринудительная, антифриз
Объем ОЖ7,3 л
ПомпаAisin WPF-024
Свечи на FB20SILZKAR7B11 от NGK или IXEH22TT 4712 от Denso
Зазор свечи1,1 мм
Цепь ГРМ2 штуки
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрChampion CAF100944P, Bosch F026400206, Alco MD-8230
Масляный фильтрFebi 32099, Comline CMZ11431, Clean DO854/A
Маховикоблегченный, 8 посадочных отверстий
Болты крепления маховикаМ12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачкиSubaru 13207AA110
Компрессияот 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 31 – 39 Нм

маховик – 62 – 87 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90°

Руководство пользователя содержит описание параметров ДВС, периодичность замены масла и прочих расходников, операции ремонта и обслуживания. К сожалению пользователей капремонт, операции ТО и форсировка силового привода по большей части недоступны для выполнения своими руками. Поскольку конструкция очень сложная, необходимы специальные приспособления и инструмент.

Особенности конструкции

Из-за постоянно ужесточающихся требований экологов автопроизводители, преимущественно европейские, идут на намеренное снижение литражности ДВС и уменьшение размеров деталей ГРМ, ШПГ для снижения трения. В том отношении Subaru повторяет их судьбу. Горизонтально-оппозитный атмосферный двигатель FB20 обладает следующими нюансами конструкции:

  • шатунные вкладыши без замков;
  • мотор длинноходный, так как отношение длины хода к диаметру поршня больше единицы 90/84 мм;
  • снижено давление внутри системы смазки;
  • алюминиевый блок с чугунными гильзами цилиндров открытого типа;
  • шатуны асимметричные;
  • головка блока цилиндров из алюминиевого сплава с каждой стороны оппозита;
  • система корректировки фаз газораспределения AVCS;
  • дроссельные заслонки TGV для повышения экологичности;
  • прямой выхлоп;
  • полимерный впускной коллектор;
  • нет клапанной крышки, вместо нее крышка распредвала;
  • опоры распредвалов вынесены в отдельный узел для повышения ремонтопригодности;
  • компактная камера сгорания, уменьшение угла развала между клапанами для повышения предела детонации.
Гидромуфта AVCS
Гидромуфта AVCS

Произведена модернизация некоторых систем, например, навесное оборудование претерпело изменения:

  • характеристики резонатора впускного тракта улучшены;
  • потери давления понижены за счет особой формы впускного трубопровода;
  • установлена активная система, управляющая впускными/выпускными клапанами;
  • длина патрубков выпускного тракта оптимизирована.
Выпускной коллектор FB20
Выпускной коллектор FB20

Остаточная турбулентность камер сгорания улучшена, форсунки вынесены в ГБЦ. Важной особенностью являются выемки сложной формы на торцевых поверхностях поршней. За счет этого в цилиндрах образуются завихрения, увеличивающие скорость горения смеси.

Система охлаждения FB20
Система охлаждения FB20

В сравнении с предыдущей серией EJ снижены объемы выпускного коллектора. Зоны, в которых ветви выпускных патрубков сходятся, стали меньше. Каталитический нейтрализатор служит дольше, справляется с продуктами сгорания более эффективно. Данные изменения отодвигают капитальный ремонт, но по-прежнему затрудняют его выполнение собственными силами, что характерно для большинства оппозитных моторов.

Перечень модификаций ДВС

Существует единственная разновидность FB20 – гибридный мотор FB20X Hybrid с электродвигателем, повышающим крутящий момент до 221 Нм на 200 мин-1 и мощность до 162 л. с. В этом силовом приводе использовано то же самое навесное оборудование, что и базовой версии.

Модификация FB20X Hybrid
Модификация FB20X Hybrid

Плюсы и минусы

Изначально устройство ДВС оппозитного типа обладает следующими недостатками:

  • высокая себестоимость мотора из-за слишком сложной его конструкции;
  • очень сложное обслуживание и невозможность ремонта собственными силами;
  • повышенный расход масла.

С другой стороны, некоторые эксплуатационные характеристики двигателя гораздо выше, чем у рядных и V-образных аналогов:

  • снижены вибрации, расход топлива и потери от трения;
  • повышен эксплуатационный ресурс;
  • понижен центр тяжести и улучшена система охлаждения;
  • впускной и выпускной тракт модернизированы;
  • обеспечены нормы Евро-4;
  • на малых и средних оборотах повышен крутящий момент;
  • увеличена жесткость блока цилиндров.
Модернизация клапанной крышки FB20
Модернизация клапанной крышки FB20

Автомобиль получает дополнительную устойчивость на поворотах, но обслуживание и ремонт силового привода обходится излишне дорого владельцу. Мало того, необходимы специализированные СТО, в которых нужный инструмент и приспособления имеются в наличии.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Производитель Subaru использовал мотор FB20 для комплектации следующих автомобилей:

  • Forester (Япония) – 3 и 4 поколение, полный привод, кузов SJ и SH, 2010 – н. в.;
  • Forester (Россия) – 4 поколение, полный привод, кузов SJ, 2012 – н. в.;
  • Impreza (Япония) – 4 и 5 поколение седан и хетчбэк, кузов GP и GJ, 2011 – н. в.;
  • Impreza (Россия) – 4 поколение седан, кузов GJ, 2011 – 2014 г.;
  • XV (Япония) – 1 и 2 поколение, полный привод, кузов GT и GP, 2012 – н. в.;
  • XV (Россия) – 1 и 2 поколение, полный привод, кузов GT и GP, 2012 – н. в.
Subaru Forester
Subaru Forester

В других машинах моторы этого поколения не применялись.

Регламент обслуживания FB20 2 л/162 л. с.

Чувствителен двигатель FB20 и к качеству бензина, и к качеству масла. В первом случае сохранится ресурс катализатора, во втором — ШПГ. Рекомендованные сроки ТО:

  • цепь ГРМ полежит замене через 100000 км;
  • рекомендовано регулировать тепловые зазоры клапанов после прохождения 30000 пробега;
  • изготовителем крайне рекомендована очистка вентиляции картера через 2 года;
  • производитель рекомендует замену масла и масляного фильтра через 7500 км;
  • топливный фильтр нужно заменить после 30000 пробега;
  • согласно перечню производителя воздушный фильтр идет под замену ежегодно;
  • по требованиям завода антифриз меняют после 40000 км;
  • ресурс свечей системы зажигания этих движков составляет 20000 пробега;
  • начинают интенсивно прогорать стенки выпускного коллектора через 60 тысяч км.
Обслуживание FB20
Обслуживание FB20

В момент замены ГРМ цепи важно правильно выставить усилие натяжителя. Этот узел в FB20 гидромеханический, поэтому перетянутую цепь невозможно ослабить без частичной разборки мотора.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

Кроме того, что мотор FB20 в момент обрыва или перескока звеньев цепи гнет клапана, имеются некоторые характерные неисправности:

Шатунные вкладыши провернуло1) закоксовавшиеся кольца

2) узкие кольца

1) замена вкладышей и колец

2) замена маслосъемных колец и вкладышей

Избыточный расход масланеправильный выбор вязкостизамена масла смазкой 0W20
Сторонние шумыхарактерно для данного мотораникаких действий не требуется
Частое срабатывание датчика давления смазкипроизводителем установлен датчик на 0,15 бар, а рабочее давление внутри системы 0,5 барзамена датчика
Ремонт FB20
Ремонт FB20

Для регулировки клапанов, замены/прочистки форсунок и свечей мотор приходится снимать из-за горизонтального расположения ГБЦ по бокам машины под капотом и отсутствия нормального доступа.

Варианты тюнинга мотора

Изначально двигатель FB20 является избыточно термонагруженным силовым агрегатом, о чем свидетельствует специальная схема охлаждения блока цилиндров и ГБЦ. Расход смазки увеличен до 1 л/1000 км. С учетом этих особенностей тюнинг собственными силами и, даже специалистами ателье весьма затруднен.

Например, турбо тюнинг не выгоден экономически – существенной прибавки не получится, ресурс пар трения резко снизится. Иногда пользователями производится чиптюнинг:

  • только на автомобилях, где мощность была снижена искусственно со 150 до 145 л. с.;
  • устанавливаются агрессивные распредвалы;
  • с учетом оппозитной конструкции количество распредвалов увеличивается до 4 штук.
Тюнинг FB20
Тюнинг FB20

Результат также получается дорогим и малоэффективным.

Таким образом, мотор FB20 имеет оппозитную конструкцию, характеристики 2,0 л, 150 л. с. и 197 Нм. Из-за сложного обслуживания и ремонта, высокого расхода масла особой популярностью он не пользуется. Однако за счет высокого ресурса от 250 000 км пробега имеет оценку пользователей 4 балла.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля

Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы