Устройство двигателя

Что такое турбояма? Как с ней бороться?

Содержание

Турбояма является последствием инерционных процессов происходящих в турбомеханизме. Ее проявление характеризуется провалом в ускорении после нажатия на педаль газа, сопровождающимся последующим рывком. Это влияет на комфорт управления автомобилем не в лучшую строну. Особо заметно ощущение турбоямы при выполнении обгона, когда задержка в реакции машины на педаль газа может привести к аварийной ситуации.

Внешний вид турбомеханизма

Причины проявления турбоямы

Наиболее яркое проявление турбоямы происходит при динамическом стиле езды. Водитель вдавил педаль акселератора в пол, а ускорение начинается только после выхода турбины на рабочее давление. Данный эффект присутствует как на бензиновых, так и на дизельных двигателях.

Движение потоков воздуха

При подаче большого количества бензина или солярки в камеру сгорания, мощность двигателя должна возрасти. Произойдет это только при полном сгорании топливовоздушной смеси. В турбированных моторах при подачи горючего, не хватает кислорода, что снижает крутящий момент.

Обеспечивать достаточное количество воздуха возложено на турбину. В классическом исполнении она представляет собой две крыльчатки, закрепленные на едином валу и расположенные в двух раздельных камерах. Первая крыльчатка вращается от выхлопных газов, приводя в действие вторую. Та, в свою очередь, захватывает воздух и под давлением подает его в камеру сгорания. Чем больше выхлопных газов вращает крыльчатку, тем больше свежего воздуха турбина подает в цилиндры.

При нажатии на педаль газа происходит моментальное увеличение подачи топлива. После его сгорания газы попадают на крыльчатку, но повышение оборотов турбины происходит с определенной инерцией. Это не дает двигателю развить полную мощность. Лишь при достижении турбиной необходимых оборотов происходит ожидаемое ускорение автомобиля.

Устройство турбины

Методы борьбы с турбоямой на дизеле

Одним из наиболее популярных способов уменьшения эффекта турбоямы на дизеле является установка системы улиток с различным сечением. Это позволяет подавать газы через каналы с отличающимися диаметрами, ускоряя турбину постепенно. Соответственно турбояма и рывок пропадают.

На оборотах, близких к холостому ходу, в работе находится преимущественно меньшая улитка. При увеличении воздействия на педаль газа подключаются поочередно каналы, большего сечения. Количество улиток и их конфигурация у каждой модели авто может отличаться.

Улитка для борьбы с турбоямой

Особенности устранения турбоямы на бензиновом моторе

Бензин при сгорании образует меньшее количество выхлопных газов. Это также влияет на скорость изменения частоты вращения турбомеханизма. Для того, чтобы автовладелец не узнал, что такое турбояма, автопроизводители разрабатывают всевозможные конструктивные решения. Появление нагнетателя, позволило избавится от зависимости объема подаваемого воздуха в камеру сгорания от  количества выхлопных газов.

Для высокодинамичных машин используется измененная компоновка радиатора, который располагается под углом. Недостатком ухода от фронтального размещения является снижение поступления воздуха, охлаждающего двигатель. При этом воздушный поток раскручивает турбину, создавая давление на крыльчатке турбомеханизма.

Нивелирование эффекта турбоямы

Для того, чтобы избавиться от неприятного эффекта, которым обладают двигатели с   турбонаддувом, рекомендуется переходить перед обгоном на низшую передачу. Это позволяет убрать турбояму, но мотор начинает потреблять больше топлива. Дискомфорт может доставить и необходимость работать рычагом КПП.

Турбояма может быть уменьшена чип-тюнингом. Эффективность зависит от мастерства специалиста. Необходимо учитывать, что если владелец удалил турбояму, перепрошив ЭБУ, автомобиль может потерять гарантию.

Турбированный двигатель

Автопроизводители постоянно совершенствуют конструкции силовых установок, в результате чего турбояма становится менее заметной. Полное ее устранение до сих пор достичь не удалось, поэтому ее наличие важно учитывать при вождении авто с турбонадувом.

uyrailyin

Recent Posts

Peugeot 106 1.5 D 5дв. хэтчбек, 58 л.с, 5МКПП, 1996 – 2003 г.в.

Основные данные Начало производства: сентябрь 1996 Окончание производства: январь 2003 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…

17 часов ago

Peugeot 106 1.4 5дв. хэтчбек, 75 л.с, 3АКПП, 1996 – 2003 г.в.

Основные данные Начало производства: апрель 1998 Окончание производства: январь 2001 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…

17 часов ago

Peugeot 106 1.4 5дв. хэтчбек, 75 л.с, 5МКПП, 1996 – 2003 г.в.

Основные данные Начало производства: май 1996 Окончание производства: апрель 1998 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…

17 часов ago

Peugeot 106 1.1 5дв. хэтчбек, 60 л.с, 5МКПП, 1996 – 2003 г.в.

Основные данные Начало производства: сентябрь 1996 Окончание производства: январь 2003 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…

2 дня ago

Peugeot 106 1.0 5дв. хэтчбек, 50 л.с, 5МКПП, 1996 – 2003 г.в.

Основные данные Начало производства: май 1996 Окончание производства: май 2000 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…

2 дня ago

Peugeot 106 1.6i 5дв. хэтчбек, 90 л.с, 3АКПП, 1993 – 1996 г.в.

Основные данные Начало производства: июль 1995 Окончание производства: май 1996 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…

2 дня ago

This website uses cookies.