Содержание
В мае 2002 года три крупных автопроизводителя – Chrysler, Hyundai и Mitsubishi создали на базе пяти заводов в Японии, Южной Корее и США совместное предприятие ООО GEMA. Оно предназначалось для разработки «Мирового двигателя» – World Engine, который был бы пригоден в качестве силового привода 20 моделей авто этих трех мировых производителей.
В результате до 2005 года подразделение GEMA разработало серию моторов 4B1 с алюминиевым блоком, 4 цилиндрами, 16 клапанами, 2 верхними распредвалами по схеме DOHC 16V и системой регулировки фаз MIVEC на впускных и выпускных клапанах сразу.
Внутри этой серии двигатель 4B12 обладает максимальным объемом цилиндров 2359 см3, то есть около 2,4 л. Моторы «длинноходные» — имеют соотношение хода поршня к диаметру цилиндра больше единицы. Головку ГБЦ и впускной коллектор разрабатывала компания Mitsubishi лично.
Для обеспечения заявленных параметров производитель использовал в двигателе атмосферного следующие технические приемы:
Мотор 4B12 гнет клапана при обрыве цепи ГРМ из-за отсутствия выемок в верхней части поршня. Однако цепь изначально имеет более высокий ресурс, нежели зубчатый ремень, поэтому общий ресурс и безопасность значительно повысились.
В нижней таблице приведены технические характеристики 4B12 для удобства пользования:
Изготовитель | GEMA (Chrysler, Mitsubishi, Hyundai) |
Марка ДВС | 4B12 |
Годы производства | 2005 – … |
Объем | 2359 см3 (2,4 л) |
Мощность | 123,6 кВт (168 л. с.) |
Момент крутящий | 226 – 232 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 150 кг |
Степень сжатия | 10,5 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | DIS-4 |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | пластиковый |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | встроенная система MIVEC |
Материал блока цилиндров | алюминиевый сплав |
Диаметр цилиндра | 88 мм |
Поршни | алюминиевые, короткая юбка |
Коленвал | 5 опор, чугунный |
Ход поршня | 97 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-4 |
Расход топлива | трасса – 7,1 л/100 км смешанный цикл 8,7 л/100 км город – 11,4 л/100 км |
Расход масла | 0,3 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 0W30, 0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, Mobil, Motul, Mannol, Castrol |
Масло для 4B12 по составу | синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 4,6 л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс ДВС | заявленный 250000 км реальный 300000 км |
Регулировка клапанов | шайбы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 7,5 л |
Помпа | Ashika 35-09-931, Aquaplus 85-8498, Aisin WPM-066, Airtex 1837 |
Свечи на 4B12 | Bosch 0242230572 платина, 0242230534 двойной иридий, 0242230505 иридий |
Зазор свечи | 1,6 мм |
Цепь ГРМ | MN183891 или 0816.J8 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | AWM EA0502, Ashika 20-05-531, AMC Filters MA-4613, Alco MD-8398 |
Масляный фильтр | Bosch 0986452041, Blue Print ADM52107 |
Маховик | облегченный 7 отверстий |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | 095.61 |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 25 Нм маховик – 40 Нм, 130 Нм болт сцепления – 19 – 30 Нм крышка подшипника – 26,5 Нм (коренной) и 50 Нм (шатунный) головка цилиндров – две стадии 30 Нм, 55 Нм |
Вышеуказанные параметры содержит официальный мануал на транспортное средство.
Создавался двигатель 4B12 несколькими коллективами производителей. Конструкторы Hyundai занимались дизайном блока и ГБЦ, разработчики Mitsubishi конструировали впускной коллектор и систему MIVEC, сотрудники Chrysler осуществляли общее руководство, поэтому в конструкцию включены передовые технические решения:
Важной особенностью является отсутствие гидрокомпенсаторов. С одной стороны, снижаются требования к качеству масла, с другой – пользователю необходимо периодически регулировать клапанные зазоры.
Для облегчения мотора и уменьшения его наружных габаритов использованы технологии:
Благодаря объему 2,4 л и длинному ходу поршня производителям изначально удалось увеличить мощность силового привода. С другой стороны, форсировка возможна лишь до 190 л. с без снижения ресурса. При этом своими руками производится модернизация ГРМ (замена распредвалов более злыми модификациями) и выпускного коллектора. С пластиковым впускным трактом что-либо сделать не представляется возможным.
В руководство пользователя заложены инструкции и описание каждой операции, что позволяет осуществить капремонт собственными силами. Внутри серии 4B1 мотор модификаций не имеет, характеристики двигателя уникальные.
При коллективном участии нескольких ведущих корпораций моторостроения устройство ДВС получилось, если не идеальным, то совершенным для своего времени, однозначно. Основными достоинствами стали:
К недостаткам с натяжкой можно отнести необходимость регулировки тепловых зазоров клапанов после пробега 30 – 40 тысяч км. Гидрокомпенсаторы не были использованы конструкторами, чтобы не перенасыщать движок сложными узлами и механизмами.
Все модификации серии 4B1 выпускаются на 5 заводах – в Соединенных Штатах, Японии и Южной Корее. В связи с этим, пользователям следует учесть следующие нюансы. Комплектация запчастями на этих заводах разная. Например, клапан для Outlander на мотор японского производства стоит по каталогу 1250 рублей. Тот же самый клапан, но уже для корейского автомобиля Kia или Hyundai, по другому каталогу стоит всего 350 рублей.
Соответственно качество и ресурс двух совершенно одинаковых деталей будут разными. Стоимость обслуживания «японца» с учетом количества клапанов (16 штук) получается намного выше.
Для условий РФ мощность движков намеренно заглушена до 150 л. с., чтобы снизить эксплуатационные расходы (страховка и «дорожный» налог), поэтому пользователи нашей страны в принципе могут увеличить мощность, а по факту вернуть заводские настройки за счет недорогого чип тюнинга.
Изначально мотор 4B12 создавался под модели автомобилей сразу трех концернов, в каждом из которых имеется несколько брендов:
Mitsubishi:
Hyundai:
Kia:
Chrysler:
Dodge:
Jeep:
Использовался мотор 4B12 и в двух французских авто – Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser.
Согласно рекомендациям завода производителя, двигатель 4B12 нужно обслуживать в указанные ниже сроки:
Следует контролировать состояние натяжителя цепи, подушек двигателя.
Из-за отсутствия цековок на торцах поршней мотор 4B12 со сто процентной вероятностью гнет клапана в момент обрыва цепи ГРМ или смещении нескольких звеньев при ослабевании натяжки. Другими частыми неисправностями этого силового привода являются:
Посторонние стуки и шумы | 1) свистит компрессор климатического оборудования 2) вибрации на 1 – 1,2 тысяче оборотов | 1) замена подшипника компрессора кондиционера 2) замена свечей |
Расход масла увеличивается | 1) износ колпачков 2) залегшие кольца | 1) замена маслосъемных колпачков 2) замена маслосъемных колец |
Прерывистая работа, троение | 1) засорение топливной системы 2) выработка свечей 3) засор воздушного фильтра | 1) прочистка 2) замена свечей, катушек зажигания 3) замена фильтра |
В принципе двигатель 4B12 обладает потенциалом 190 л. с. без потери ресурса и около 220 л. с. со снижением срока службы. Представители специализированных ателье рекомендуют атмосферный тюнинг за счет трех действий:
Дальнейший механический тюнинг для движка с алюминиевым блоком экономически не выгоден. Турбо тюнинг потребует очень дорогой доработки тормозной системы, коробки передач и ходовой автомобиля.
Таким образом, мотор 4B12 завершает серию 4B1, разработанную совместным предприятием GEMA в рамках проекта мирового универсального двигателя для нескольких автопроизводителей. В этом ДВС максимальный объем рядно расположенных цилиндров 2,4 л, длинный ход поршня и регулировка фаз газораспределения без гидрокомпенсаторов.
Основные данные Начало производства: июль 1995 Окончание производства: май 1996 Кузов: 3 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: октябрь 1991 Окончание производства: июль 1994 Кузов: 3 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: сентябрь 1996 Окончание производства: апрель 1998 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: сентябрь 1996 Окончание производства: январь 2003 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: апрель 1998 Окончание производства: январь 2001 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: май 1996 Окончание производства: апрель 1998 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…
This website uses cookies.
View Comments
В статье неточность:
Outlander – среднеразмерный кроссовер;
Outlander Sport/ASX – компактный кроссовер.
Добрый день, подскажите где находится номер двигателя на Аутлендере 2.4