Содержание
Сцепление выполняет очень важные функции в автомобильной трансмиссии. Поэтому малейшая неисправность этого узла приводит к частичной или полной потере машиной работоспособности. Задача владельца — своевременно выявлять и устранять любые неисправности сцепления.
Данный узел считается промежуточным звеном между двигателем и коробкой передач. Именно благодаря сцеплению происходит соединение и разъединение двух важнейших агрегатов современного авто. Когда нажимается педаль муфты, происходит разъединение — за это время можно переключить передачу.
Современные автомобильные сцепления бывают разных типов, но гидравлическое считается наиболее востребованным. Оно оборудуется двумя цилиндрами, подшипником, вилкой включения и магистралями для прохождения жидкости.
Сцепление не только помогает работе силового агрегата и КПП, но и предохраняет детали трансмиссии от перегрузок. Как известно, передача крутящего момента от коленвала сопровождается колебаниями различной силы. Для их гашения в сцеплении предусмотрен специальный гаситель или демпфер.
Если регулярно эксплуатировать автомобиль, то со временем отдельные его системы, включая и сцепление, начнут давать сбои. Безусловно, водитель в первую очередь обращает внимание на характерные признаки неисправностей сцепления, указывающие на проблему с данным узлом.
Скрип может быть лёгким или тяжёлым. В первом случае он никак не влияет на работу муфты (привода). Связан шум с изменением температурного баланса, например, со снижением температуры в зимнее время. Шум пропадает сам по себе, как только среда нормализуется. Однако звук неприятный, негативно воздействует на нервную систему водителя и пассажиров, поэтому его желательно устранять.
Тяжёлый скрип связан с потерей механизмами эластичности, образованием жёсткости хода. Это уже надо расценивать как повод для срочной диагностики, так как появление подобного шума может говорить о поломке вилки или обрыве тросика. Работа педали становится нестабильной — нажимается туго или функционирует с рывками.
Следует знать, что педаль подвешивается на кронштейне, крепится на оси. Благодаря пластиковым втулкам обеспечивается её лёгкий ход. В принципе, не имеет смысла смазывать втулки: при полном износе — только заменять. Однако в некоторых случаях это может помочь. Наносить масло на втулки рекомендуется шприцем, что дает возможность не демонтировать полностью педальный блок.
Скрип может быть вызван износом элементов крепления самой педали. Чаще он исходит от возвратного механизма на сцеплениях механического и гидравлического типов, при этом теряется изначальная прочность. Как правило, шум начинается после отпускания муфты, когда детали механизма не испытывают нагрузок.
Если шум не устранился, надо разбирать блок, чтобы добраться до возвратной пружины. Издавать скрип она может, задевая за металлический кронштейн или сама по себе. Не рекомендуется смазывать пружину, так как это ничего не даст, а лишний раз заляпает салон. Средства типа ВД-40 способны помочь, но только на кратковременный период. А вот смазка ШРУС — идеальный вариант. Она продаётся в тюбике, которым пользоваться в этом случае гораздо проще и удобнее. Таким методом скрип устраняется на 99 процентов.
Может издавать скрип также приводной канат. Особенно часто это происходит на механическом сцеплении. Звук идёт с разных мест, не всегда из зоны троса, поэтому без разборки диагностировать проблему бывает сложно. Эксперты рекомендуют просто смазать тросик моторным маслом, полностью не снимая. Конечно, если он не слишком изношенный, то есть старый. В противном случае будет рациональнее заменить новым, предварительно нанеся слой смазки.
Компенсаторный механизм — ещё один элемент, начинающий издавать скрип по мере изнашивания. В одних авто он бывает вмонтирован под капотом, возле сцепления, в других — около педали, в салоне. Лучше смазать его после демонтажа, одновременно с приводным тросиком. Конечно же, это возможно сделать и отдельно, но будет сложнее.
Разобраться со скрипами в самом механизме сцепления гораздо сложнее. Однако некоторые автомобили имеют индивидуальные «болячки». Например, на вазовских моделях чаще издаёт звуки вилка включения. Без демонтажа смазать её проблематично. Сначала надо вытащить резиновую заглушку, затем нанести смазывающее вещество на ось вилки привода. Если не поможет, рассверлить картер в месте соединения с осью. Нанесённая в этом месте смазка сработает гораздо эффективнее.
Причины неполного выключения сцепления:
Неправильная регулировка — это выставление свободного хода педали больше стандартных значений. Например, для ВАЗ предусмотрены пределы 2-4 мм. Если свободный ход увеличивается, то после нажатия муфты не создаётся нужное усилие для перекачивания достаточного количества жидкости в рабочий цилиндр. Поэтому не происходит разъединение дисков или выключение сцепления.
Попадание воздуха в систему имеет аналогичные признаки, ведь одновременно вытекает часть жидкости. Что делать? Обязательно подтянуть слабые соединения, заменить проблемные шланги и трубки со штуцерами. Особое внимание уделить сальникам цилиндров. После этого следует вывести воздух из системы методом прокачки.
Крышка бачка имеет специальное отверстие, что не дает создаваться разряжению воздуха в ГЦС. Когда она закупоривается (засоряется), воздух начинает подсасывать в цилиндр, а затем и во всю систему гидравлического сцепления. Поэтому за чистотой подкапотного пространства надо регулярно следить.
На выжимном подшипнике изнашиваются графитовые поверхности. Тут уже без демонтажа и разборки механизма сцепления не обойтись. Некоторые эксперты рекомендуют ставить вместо выжимного, шарикоподшипник особого типа. Это не только продлит ресурс детали, но и сделает ход сцепления мягким, без рывков при старте автомобиля с места.
Поломку лепестков корзины без снятия сцепления определить крайне сложно. По этой причине, если уже пришлось разбирать сцепление, надо проверить и ведущий диск. Также, если ведет сцепление, не исключена полная деформация корзины, повреждение шлицов, износ накладок, ослабление пружины.
Ниже приведены характерные симптомы пробуксовки сцепления:
Буксовать сцепление может из-за попадания масла на феродо: оно также вызывает пробуксовку, когда полностью истирается. Аналогичная проблема возникает и с другими частями ведомого, например, если ломаются пружины.
Удостовериться в том, что сцепление буксует, можно так:
Мотор заглох — это признак нормального состояния сцепления. В противном случае, если сцепление буксует, движок продолжает работать.
Сначала рекомендуется проверить подушки и кронштейны крепления двигателя, а затем переходить к диагностике сцепления. Вибрации также возможны из-за некачественных, истёршихся высоковольтных проводов. На инжекторных моторах тряска может произойти по вине засорённых форсунок.
Если с перечисленными узлами всё в порядке, то дело в сцеплении. Как правило, это говорит о сильном износе прижимного диска или выжимного подшипника, что неудивительно на машинах с пробегом более 100 тыс. км. При нажатии педаль возникает нагрузка на диск, что и вызывает вибрации, если элемент нуждается в замене. Ремонту подлежит и корзина сцепления — в большинстве случаев достаточно её нормально прикрутить. Также вибрации при старте возможны из-за неправильной отцентровки прижимного диска.
Часто случается на автомобилях с механической КПП. Начинаются толчки и рывки, когда водитель отпускает педаль муфты после перехода на одну из передач. Причина: повреждение корзины или диска, в редких случаях — выжимного подшипника.
Если рывки происходят на машине с АКПП, то со сцеплением это редко связано. Лучше проверить коробку, уровень ATF и состояние датчиков.
Довольно часто она просто проваливается на механической коробке передач. Падает она всегда неожиданно.
Причин известно несколько:
Примечательно, что если провал сцепления связан с ГЦС, то путём повторного резкого нажатия можно восстановить работу педали.
Автомобильное сцепление можно и нужно проверять самостоятельно. Опытные водители так и делают. Обращаются в СТО редко, лишь когда нужна профессиональная диагностика и выявление конкретного проблемного механизма.
Известно несколько способов тестирования.
Неправильные действия водителя-новичка значительно снижают ресурс сцепления. Например, это может быть резкое сбрасывание муфты со второй передачи или старт с места на этой же скорости, неожиданные ускорения, привычка постоянно держать ногу на педали сцепления, движение с включённым стояночным тормозом или буксировка другой машины. Естественно, все эти ошибки приводят к «сгоранию» узла.
У опытных шоферов сцепление ходит порядка 150 тыс. км минимум.
Вот какие советы они дают.
Важно своевременно доливать жидкость в бачок или полностью заменять её.
Необходимо регулярно производить диагностику сцепления, настраивать время от времени педаль. Помните, что неполадки сцепления весьма коварны. Часто оно перестаёт работать внезапно, ставя в тупик даже бывалых автомобилистов.
Основные данные Начало производства: июль 1995 Окончание производства: май 1996 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: май 1981 Окончание производства: июль 1984 Кузов: 3 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: октябрь 1979 Окончание производства: октябрь 1982 Кузов: 3 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: октябрь 1979 Окончание производства: июль 1984 Кузов: 3 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: май 1981 Окончание производства: октябрь 1982 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: сентябрь 1979 Окончание производства: август 1983 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…
This website uses cookies.