Двигатель ВАЗ 2103 – переходный вариант мотора третьего поколения

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.
Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.

По аналогии с предыдущими модификациями линейки ДВС двигатель ВАЗ 2103 сохранил верхнее расположение распредвала. Увеличена мощность мотора, навесное оборудование вращается ремнем, цепь осталась только на звездочке ГРМ.

Мотор 2103
Мотор 2103

Технические характеристики двигателя 2103

В третьем по счету ДВС 2103 производитель АвтоВАЗ вернул исходный диаметр цилиндра 76 мм и увеличил объем камеры сгорания, поэтому технические характеристики мотора имеют вид:

ИзготовительВАЗ
Марка ДВСВАЗ-2103
Годы производства1972 – 1983
Объем1,5 л (1452 см3)
Мощность52,4 кВт (71,4 л. с.)
Крутящий момент106 Нм (3400 об/мин)
Вес120,7 кг
Степень сжатия8,5
Питаниекарбюратор ДААЗ-2103 Солекс (1972 – 1974 г.г.), далее Озон 2107-1107010-20
Тип моторарядный
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндравозле цепи ГРМ
Число клапанов на каждом цилиндре2
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Допустимое короблениепрокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм

прокладка головки цилиндров 0,05 мм

Седло клапанаширина 2 – 2,4 мм, угол 45°
Распредвалодин верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40°
Сальник распредваладиаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм
Материал блока цилиндровчугун
Диаметр цилиндракласс А – 76 – 76,01 мм

класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс Е – 76,04 – 76,05 мм

Поршни и кольцапоршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием

кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее)

Диаметр поршнякласс А – 75,94 – 75,95 мм

класс С – 75,96 – 75,97 мм

класс Е – 75,98 – 75,99 мм

Зазорыпоршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум)

поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза

Кольцо компрессионное верхнее1,535 – 1,555 мм
Кольцо компрессионное нижнее3,957 – 3,977 мм
Кольцо маслосъемное2,015 – 2,035 мм
Зазор между поршневой канавкой и кольцом0,03 – 0,07 мм
Коленвалчугун, литье
Количество подшипников коренных5
Диаметр шейки КП50,795 – 50,775 мм
Зазор коренной шейки0,1 – 0,5 мм
Подшипники шатунныедиаметр шейки вала – 47,814 мм

толщина вкладыша – 1,448 мм

ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм

Сальники коленвалапередний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм

задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм

Ход поршня80 мм
ГорючееАИ-92
Нормативы экологииЕвро-2
Расход топливатрасса – 6,9 л/100 км

смешанный цикл 8,9 л/100 км

город – 9,4 л/100 км

Расход масламаксимум 0,7 л/1000 км
Моторное масло для 21035W-30 и 15W-40
Объем моторного масла3,75 л
Периодичность заменыкаждые 55000 км
Рабочая температура80°
Ресурс моторазаявленный 125000 км

реальный 200000 км

Регулировка клапановгайками и щупом
Система охлажденияпринудительная, тосол-А40
Количество ОЖ9,75 л
Помпакрыльчатка полимерная, крепление на блоке
Зажиганиетранзисторное бесконтактное, катушка Б117А и распределитель 30.3706
Свечи на 2103оригинал – А17-ДВ
Зазор между электродами свечи0,5 – 0,6 мм
Цепь ГРМдвухрядная роликовая, 116 звеньев, длина 49,54 – 49,58 см
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрсухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону
Масляный фильтррекомендуемый Mann W914/2
Маховик129 зубьев, 0,62 кг

диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

смещений нет

Болты крепления маховикаМ10х1,25 мм, длина 23,5 мм,
Маслосъемные колпачкипроизводителей Хорс или Corteco
Компрессиядавление в цилиндрах от 10 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара
Температура масла80°С
Температура срабатывания термостата80 – 84°С
Давление клапана внутри радиаторной пробки0,7 – 1 бар
Содержание в выхлопе вредных продуктовСН <200%, СО <0,5%
Обороты ХХ850 – 900 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 37,24 Нм

маховик – 83,3 – 84,38 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный)

головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм

По умолчанию изготовителем рекомендовано применение жидкостей из этой таблицы и значения параметров, которые содержит описание мотора.

Конструкция ДВС 2103
Конструкция ДВС 2103

Конструктивные особенности

Обладает схема двигателя следующими нюансами:

  • распредвал от 2101 – одна шейка между кулачками второго цилиндра необработанна (шестигранник);
  • головка блока цилиндров – внутри камеры сгорания 2 мм ступень, выполненная фрезеровкой;
  • привод – ГРМ цепью, помпа и генератор – ремнем 8 х 10 мм длиной 944 мм;
  • коленвал от 2101 – 40 мм радиус кривошипа;
  • объем в двигателе увеличен по сравнению с предыдущей версией 2101 – высота блока больше на 8,8 мм, ход поршня увеличился.
Распредвал
Распредвал
ГБЦ
ГБЦ
Цепная передача
Цепная передача

Для отечественной «классики» ВАЗ существуют общие стандарты, какое масло лить в двигатель – 5W30/5W40 или 10W40/15W40. Охлаждающая система здесь комбинированная (разбрызгивание и подача смазки под давлением).

В этом ДВС впускной коллектор имеет перегородку большей длины для улучшения стабильности оборотов ХХ, поэтому деталь не подходит на более ранние версии моторов. Без изменений остался выпускной коллектор, позволяющий произвести тюнинг за счет использования прямоточного глушителя, чтобы увеличить мощность привода авто.

Впускной коллектор
Впускной коллектор

Достоинства и недостатки

Основной особенностью является привод ГРМ, поэтому двигатель 2103 каждые 10000 км пробега необходимо обслуживать. Интенсивно изнашивается распредвал, снижая характеристики двигателя. Для этой версии ДВС производителя ВАЗ характерны все неисправности карбюратора.

Зато для этих движков предусмотрен капитальный ремонт, так как они обслуживаемые, у завода производителя имеются ремонтные комплекты поршней и колец

В каких авто устанавливался?

Создавался двигатель 2103 под соответствующую модель АвтоВАза, позже стал устанавливаться на другие авто этого производителя:

  • ВАЗ 21023;
  • ВАЗ 21043;
  • ВАЗ 21053;
  • ВАЗ 21061;
  • ВАЗ 2107;
  • ВАЗ 2121.

В силу технических особенностей располагается мотор 2103 всегда продольно, поэтому в переднеприводных моделях не используется.

ДВС 2103 в Ниве
ДВС 2103 в Ниве

Регламент техобслуживания

Официальный мануал объясняет устройство ДВС и сроки замены расходников при обслуживании мотора:

Объект техобслуживанияВремя или пробег (что наступает раньше)
Ремень ГРМзамена через 100000 км
Батарея АКБ1 год/20000
Зазор в клапане2 года/20000
Вентиляция картера2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование2 года/20000
Топливопровод и крышка бака2 года/40000
Масло моторное1 год/10000
Фильтр масляный1год/10000
Фильтр воздушный1 – 2 года/40000
Фильтр топливный4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения2 года/40000
Жидкость охлаждающая2 года/40000
Датчик кислородный100000
Свеча зажигания1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной1 год

Благодаря несложной конструкции замена масла и, даже капремонт доступны своими руками. В советские времена автолюбителями практиковалась модернизация двигателя, варианты которой рассмотрены ниже.

Неисправности: признаки, причины и устранение

Для двигателя 2103 производителя ВАЗ характерны следующие поломки:

ПоломкаВероятная причинаСпособ ликвидации
Двигатель 2103 не заводитсяполомка электромагнитного клапаназамена клапана
выход из строя бензонасосапрочистка/замена бензонасоса
загрязнение топливного фильтраустановка нового фильтра
не поступает бензин в карбюраторчистка карбюратора
На ХХ плавают обороты или глохнет моторнарушены регулировки холостого ходарегулировка винтами качества/количества режимов ХХ
поломан/засорен карбюраторремонт и очистка карбюратора
разрегулированы зазоры между рычагами распредвала и кулачкамирегулировка зазоров
Повышенный расход маслаизнос уплотнителейзамена прокладок
износ стенок цилиндра либо поршневых колецподбор ремкомплекта колец
повреждение/выработка маслосъемных колпачковустановка новых колпачков

Внимание: При обрыве цепи ГРМ двигатель гнет клапана, поэтому натяжение и общее состояние звеньев следует периодически проверять.

Варианты тюнинга

Наиболее популярен тюнинг следующих видов:

  • растачивание на 3 мм диаметра цилиндра, чтобы увеличить объемы (под серийный поршень 2101 или 2106);
  • увеличение хода поршня до 84 мм и использование коленвала от 2130;
  • замена шатунов деталями длиной 134 мм.
Тюнинг 2103
Тюнинг 2103

Таким образом, мотор 2103 качественно превосходит две предыдущие модификации ДВС производителя АвтоВАЗ. Владельцу Жигулей не нужно было задумываться, какое масло применять, так как руководство по эксплуатации 2101 – 2103 максимально похожи.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поиск автомобиля