Содержание
Двигатель Honda ZC получил характерную для внутреннего рынка Японии маркировку из двух латинских букв, которая не несет никакой информации для пользователя. Мало того, конструкция максимально схожа с моторами серии D, что приводит к некоторой путанице:
Всего существует 4 поколения моторов ZC, сильно отличающихся конструкцией:
Существуют версии ДВС серии ZC с двухвальной ГБЦ и механизмом газораспределения DOHC. Их объем в общем количестве не превышает 10%. Созданы моторы под конкретную модель Honda Integra, позже устанавливались на Civic, Domani, Ballade, Concerto и CRX.
Изначально в двигателе первого поколения серии ZC использовался газораспределительный механизм с одним распредвалом SOHC, поперечная установка под капотом, двойной карбюратор, рядно расположенные 4 цилиндра, вращение вала против часовой стрелки.
Одновальная схема двигателя позволяла применить систему VTEC для комплектации моделей завода Хонда Интегра наравне с ДВС серии D или Хонда CRX вместо мотора B серии.
При использовании двух распредвалов по схеме DOHC систему VTEC установить невозможно. В головке ГБЦ появляется уже 16 клапанов, мощность движков возрастает до 130 л. с. вместо 120 л. с. у инжекторных версий или 105 л. с. у двухкарбюраторных вариантов. При этом в любой комплектации моторы ZC имели одинаковые объемы камер сгорания – 1,6 л (1590 см3).
В нижнюю таблицу сведены технические характеристики моторов линейки ZC:
Изготовитель | Honda |
Марка ДВС | ZC (серия) |
Годы производства | 1984 – 2001 (SOHC) 1988 – 1992 (DualCarb) 1992 – 1494 (VTEC) 1989 – 1995 (DOHC) |
Объем | 1590 см3 (1,6 л) |
Мощность | 77,2 кВт (105 л. с.) 88,3 кВт (120 л. с.) 95,6 кВт (130 л. с.) |
Момент крутящий | 138 Нм (на 4500 об/мин) 147 Нм (на 5000 об/мин) 148 Нм (на 5700 об/мин) |
Вес | 98 кг |
Степень сжатия | 9,2/9,3 |
Питание | двойной карбюратор/инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | коммутаторное, бесконтактное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | дюралевый |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | оригинальный профиль кулачков |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 75 мм |
Поршни | оригинальные |
Коленвал | оригинальный для каждой версии мотора |
Ход поршня | 90 мм |
Горючее | АИ-92 |
Нормативы экологии | Евро-3 |
Расход топлива | трасса – 9 л/100 км смешанный цикл 10 л/100 км город – 11 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,3 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 5W40, 0W30, 0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, Motul, Mannol, Castrol |
Масло для ZC по составу | синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 3,5/3,7 (VTEC) л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс ДВС | заявленный 500000 км реальный 1000000 км |
Регулировка клапанов | гайки |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 6 л |
Помпа | с пластиковой крыльчаткой |
Свечи на ZC | Iridium Power IK16 |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | GT 80100 GMB |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | с обратным клапаном |
Маховик | От D16 весом 7,6 кг |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | производитель Goetze |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 35 Нм маховик – 62 – 80 Нм болт сцепления – 22 – 40 Нм крышка подшипника – 68 – 90 Нм (коренной) и 43 – 53 Нм (шатунный) головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° |
Предназначен двигатель ZC для поперечной компоновки в подкапотном пространстве. Имеет четыре рядных цилиндра внутри чугунного блока. Изначально ГБЦ была 16 клапанной с одним распределительным валом механизма ГРМ.
Затем добавился механизм VTEC – электронная система, управляющая высотой подъема клапанов и временем их открытия. При использовании одного распредвала (SOHC VTEC) все 16 клапанов расположены в один ряд, в отличие от двухвальных систем DOHC VTEC. При этом изменяется только режим впускных клапанов.
В принципе, описание ZC SOHC идентично моторам D16A6 либо D16Y4, но кулачки распредвала здесь более агрессивные. В свою очередь, производитель рекомендует рассматривать ZC SOHC VTEC, как полный аналог двигателя D16Z6. Мотор ZC DOHC похож на варианты D16Z5, D16A9, D16A8, D16A3 и D16A1, поэтому навесное и, даже головку ГБЦ с них можно переставить для тюнинга своими руками.
Изготовителем выпущено несколько поколений серии ZC со следующими особенностями конструкции:
При этом навесное оборудование изменяло свое местоположение. Часть автомобилей для внутреннего рынка была с правым рулем, экспортные варианты имели руль слева.
Моторов ZC осталось на старых японских иномарках много. Несмотря на заявленный ресурс производителя 500000 км пробега, в реальности они служат вдвое дольше, то есть являются «миллионниками», без всяких ограничений. Официальный мануал, конечно, содержит сроки замены масла и прочих расходников, однако ДВС считается «неубиваемым», даже при безалаберной эксплуатации:
Владельцы десятилетиями производят капитальный ремонт в полевых условиях «на коленке», не посещая СТО.
Минусами являются снятие с производства, некоторый дефицит запчастей, физический износ. При обрыве ременной передачи не гнет клапана на любых оборотах.
Японский мотор ZC использовался в нескольких автомобилях производителя Honda:
При комплектации одно и двухвальными ГБЦ, карбюраторами и инжекторным впрыском характеристики двигателя заметно отличались, что и позволило монтировать моторы на широкий ряд авто производителя Хонда.
В руководство по эксплуатации заложены следующие сроки замены расходных элементов, которые имеет двигатель ZC:
При соблюдении указанных сроков капремонт наступит, не раньше 500000 км по спидометру. Устройство ДВС позволяет производить улучшение систем для повышения крутящего момента и мощности. Однако, если производилась модернизация, указанные сроки сокращаются на 30% минимум из-за повышенного износа деталей трения.
Важной особенностью всех модификаций ZC является очень надежная конструкция ДВС.
Несмотря на то, что мотор ZC является очень надежным силовым приводом, для него характерны неполадки:
Увеличение расхода масла | выработка колпачков или колец, направляющих клапанов | замена расходников |
Изменение цвета выхлопа при одновременном увеличении его количества | 1) белого цвета 2) черного оттенка | 1) замена колпачков и колец 2) регулировка системы подачи топлива |
Неравномерность ХХ | износ ЦПГ | замена гильз и поршней |
Газы в системе вентиляции картера | 1) залегли кольца 2) пробой прокладки | 1) раскоксовка или замена 2) замена прокладки |
Механический тюнинг и турбирование мотора резко увеличивают вероятность указанных неисправностей.
Поскольку двигатель ZC является классикой японского моторостроения, возможен традиционный тюнинг за счет комплекса мероприятий:
С другой стороны, тюнинг должен учитывать тот факт, что версии моторов ZC существенно отличаются конструкцией, поэтому возможны варианты. Для получения 130 л. с. необходима установка механизма VTEC, а это возможно только для одновальной ГБЦ, поэтому потребуется замена штатной головки на Z6 или Y8 с камерами сгорания 34,6 см3 или 32,8 см3, соответственно. Степень сжатия увеличится до 9,2 или 9,7 единиц, мощность до 130 л. с. или 128 л. с..
Впускной тракт оснащается дросселем 62 мм, фильтром нулевого сопротивления, шлифуются перегродки и каналы. Можно поставить поршни от Р29 с купольной поверхностью с углублениями для большей безопасности клапанов. В этом случае необходим распредвал с широкой фазой, увеличенным подъемом кулачков. В результате получится мощность около 140 л. с.
Таким образом, моторы линейки ZC обеспечивают ресурс от 500 тысяч км пробега, считаются «неубиваемыми» и очень надежными. Имеют один или два распредвала системы ГРМ, в первом варианте дополнительно оснащаются VTEC.
Основные данные Начало производства: сентябрь 1979 Окончание производства: август 1983 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: сентябрь 1979 Окончание производства: август 1983 Кузов: 5 дв. хэтчбек Двигатель…
Основные данные Начало производства: апрель 2006 Окончание производства: январь 2009 Кузов: 3 дв. минивэн (KM)…
Основные данные Начало производства: январь 2005 Окончание производства: январь 2009 Кузов: 3 дв. минивэн (KM)…
Основные данные Начало производства: март 2007 Окончание производства: январь 2009 Кузов: 3 дв. минивэн (KM)…
Основные данные Начало производства: ноябрь 2005 Окончание производства: январь 2009 Кузов: 3 дв. минивэн (KM)…
This website uses cookies.
View Comments
Познавательная статья, но почему у меня в книге нет двигателя D16Z6? И еще везде пишут, что клапана гнет!
Всё перепутано.
На фото и B18C, и схема DOCH не правильная - откуда на клапанах стаканы?
Под фото ZC SOCH написано что это DOCH.
автор полный дилетант!