Обозначение значков и символов на панели приборов автомобиля

Содержание

Современные автомобили имеют электронные системы контроля и автоматики, причем все текущие параметры выводятся на приборную панель. К сожалению, не все автовладельцы знают суть обозначений значков на панели приборов, что крайне важно для успешной и безопасной эксплуатации транспортного средства. Для упрощения понимания технического состояния авто символы группируются по назначению, важности и цвету засветки.

Общепринятые значки на приборной панели

Каждый автомобиль независимо от года выпуска снабжен световой сигнализацией, которая информирует о важных факторах для работы транспортного средства, причем группа значков имеет общепринятый характер.

Оригинальная панель приборов
Оригинальная панель приборов

Уровень бензина

Индикатору уровня топлива уделяется особое значение, поэтому он выполняется в различных модификациях от стрелочных до полностью световых. Для привлечения внимания в случаях остатка малого количества топлива обязательно выполнена дублирующая «лампочка», которая начинает мигать при необходимости срочной дозаправки (бензин на нуле). От начала мигания до полного осушения бака обычно можно проехать порядка 50 км, причем непрерывное свечение обозначает, что двигатель может заглохнуть в любую минуту. В ряде моделей сигнализатор не мигает предупреждающе, а просто загорается.

Сам индикатор представляет собой шкалу с условной разбивкой от пустого «E» до полного «F» бака. В старых авто на показания датчика мог влиять угол уклона авто. Топливо в баке отливало к одному краю, в следствии чего поплавок менял свое положение. На современных авто данная проблема решена установкой двух датчиков.

Индикация топлива
Индикация топлива

Лампочка включенного ручника

Сигнальный значок красного, желтого или оранжевого цвета в виде круга с боковыми лепестками и английской буквой «P» (Парковка) в центре загорается, когда включен ручной тормоз. Красная подсветка обусловлена необходимостью повышенного внимания, связанного с невозможностью продолжения движения или начала движения.

Лампочка значка связана с датчиком рычага ручного тормоза, поэтому она зажигается при даже небольшом смещении рычага или изменении регулировки свободного хода. Частой причиной является отказ датчиков или контакторов. В любом случае подсветка значка требует остановки и проверки состояния ручного тормоза.

Индикация стояночного тормоза
Индикация стояночного тормоза

Подушки безопасности Airbag

Каждый современный автомобиль оснащен подушкой безопасности, причем это не только дорогостоящий компонент, а сложная электронная система со своими датчиками и управляющим компьютером. Любые сбои в работе системы безопасности отражаются загоранием персональной контрольной иконки на приборной панели.

Все приспособления системы безопасности объединены в единую систему с сигнализацией единой лампочкой (выглядит как пристегнутый ремнем человечек), поэтому даже проблемы в ремнях безопасности сигнализируются подсветкой соответствующей лампы. Рекомендуется незамедлительно посетить СТО для проверки системы безопасности.

Ошибка может подсвечиваться при банальном размещении тяжелого предмета на сидении пассажира. Датчик фиксирует присутствие не пристегнутого «пассажира». Достаточно переместить предмет или защелкнуть замок ремня безопасности – сигнализатор потухнет.

Подушка безопасности
Сигнализация ошибки подушки безопасности

Значок уровня заряда аккумулятора

Восклицающий знак в виде аккумулятора загорается красным цветом на панели приборов как признак проблем в бортовой сети. Первично при включении зажигания светящаяся лампа обозначает, что цепь исправна, но при заведенном двигателе бортовая сеть переходит на питание от генератора, а аккумулятор только заряжается.

Подсветка ламы при работающем двигателе обозначает проблемы в цепи зарядки аккумулятора или падение напряжения от генератора, т.к. сам световой датчик подключен по мостовому принципу и загорается при возникновении разницы потенциала напряжений аккумулятор/генератор. Сигнализация лампы – это обозначение отсутствия зарядки аккумулятора, но не указывает на причины, которые могут быть связаны с генератором, АКБ или проводниками. Долгое путешествие на транспорте от батареи, особенно при включении энергоемких приборов невозможно, поэтому рекомендуется без отлагательств посетить СТО.

Заряд аккумулятора
Сигнализация уровня заряда аккумулятора

Расшифровка цветов лампочек

Графические обозначения у разных автопроизводителей несколько отличаются, но все же имеют единую группировку по цвету подсветки, на что можно опираться в понимании, что происходит с транспортом:

  • Красные иконки загораются, предупреждая об опасном рабочем режиме. Устранение поломки требует немедленного вмешательства, а продолжение движения крайне нежелательно, т.к. может быть опасно отказом систем или даже выходом из строя силового агрегата. Красный сигнал – аварийный;
  • Индикаторы желтого или оранжевого цвета предупреждают о сбоях в работе, неисправностях или необходимости выполнения действий по управлению. Достаточно запомнить, что загорается «желтый» — значит уделите повышенное внимание управлению;
  • Лампочки с зеленой или синей подсветкой информируют об активности сервисных функциях транспортного средства. Их главное назначение напоминать о включенном функционале.
Вариации информационных значков
Вариации информационных значков на панели приборов

Значки неисправностей на панели приборов

Значки на панели автомобиля, обозначение которых несколько отличается у автопроизводителей, разделены на группы, причем самыми важными являются с красной подсветкой, что обозначает необходимость остановки транспортного средства и проверки рабочего состояния. Игнорирование сигналов неисправности может привести к катастрофической ситуации на дороге и полному выходу из строя авто.

Отдельно стоит отметить, что щиток приборов может иметь несколько вариантов подсветки с дополнительными элементами, уточняющих состояние автомобиля.

Значки неисправностей
Информационные значки неисправностей

Восклицательный знак в треугольнике на панели приборов

Тормозная система – важнейший функционал для безопасности движения, поэтому ей уделено особое внимание. На современных авто устанавливается несколько вспомогательных систем, причем они завязаны в единую систему контроля торможения и курсовой устойчивости, поэтому любое отклонение рабочего режима от нормы сигнализируется на приборной панели как восклицательный знак в треугольнике оранжевого или красного цвета.

Автомобильный транспорт может не обнаруживать серьезных изменений в торможении, но даже периодическое загорание восклицательного знака требует немедленного обращения на СТО или проведения ремонта. Сигнализация может гореть по массе причин, главными из которых являются:

  • Индикация низкого уровня тормозной жидкости в бачке, что свидетельствует о выработке деталей или разгерметизации гидравлики. Временным решением является доливка;
  • Образования пузырьков газа в тормозной жидкости вследствие перегрева и снижения технических характеристик состава. Необходима замена с качественной прокачкой гидравлической системы, чтобы ее промыть и выгнать пузырьки газа. Для продолжения движения, резко охлаждать горячие колодки не допустимо, т.к. это приводит к деформационным проявлениям;
  • Критический или неравномерный износ тормозных колодок, а также заедание механизма, что снижает эффективность и правильность тормозного пути, т.е. включение тормоза происходит с отклонениями. Требуется замена колодок и проверка механики;
  • Нештатная ситуация, которая может обозначать, что двигатель запущен, но открыта дверь, капот, багажник.
Восклицательный знак в треугольнике
Восклицательный знак в треугольнике на панели приборов

Значок двигателя — Check Engine

Подсветка индикатора на приборной доске в виде двигателя или с надписью «Check Engine» свидетельствует о необходимости проверки всех систем и датчиков, т.е. с транспортом произошло нечто, что не соответствует нормативам рабочего режима. Это признак необходимости посещения СТО или проведения диагностики, поиска причин, т.к. время не терпит, дальнейшая эксплуатация транспорта может привести к его поломке.

Если загорается чек «Check Engine», то рекомендуется проверить ряд возможных причин:

  • Открыта крышка топливного бака или потеряна герметичность топливной системы, т.е. треснула крышка на горловине бака, уплотнители потеряли свои технические характеристики. Проверить топливную систему на герметичность;
  • Используется некачественное топливо или стал барахлить лямбда-зонд (датчик кислорода в выхлопной системе). Необходима замена топлива или замена зонда, причем если игнорировать предупреждение, то из строя может выйти дорогостоящий катализатор;
  • Может означать, что вышел из строя катализатор, при этом дополнительным подтверждающим фактором является снижение мощности двигателя почти вдвое. Необходим срочный ремонт с заменой деталей;
  • Неисправность датчика массового расхода топлива или зависящих от его работы других элементов. К примеру, пропадание искры зажигания, нарушение состава топливной смеси и прочее. Дополнительным признаком является неустойчивая работа двигателя с падением мощности, приемистости и повышением расхода топлива. Игнорирование индикации чека «Проверьте двигатель» на панели приборов приводит к ухудшению общего состояния двигателя;
  • Проблемы с бензонасосом или засорена топливопроводная система и форсунки. Обычно это следствие низкого качества топлива или масла, но может обнаруживаться при интенсивной эксплуатации авто в жестких условиях;
  • Проблемы с уровнем масла или снижение его качества, что отразилось на снижении его уровня в картере, снижении давления, подтекании смазки через уплотнители или трещины. Это опасный «диагноз для здоровья», требуется тщательная проверка системы смазки с выявлением причин, а не только устранением признаков неисправности;
  • Не исключается вероятность проблем с КПП.
Значок двигателя
Значок двигателя — Check Engine

Уровень масла

Без качественной и стабильной смазки двигатель долго не просуществует, поэтому современные авто обязательно снабжаются датчиками уровня и давления масла, значок которого на панели высвечивается в виде масленки. Также можно встретить стрелочный индикатор давления масла, причем стрелка условно указывает на создаваемое давление в системе. Дополнительные значки или надписи рядом с масленкой уточняют причину аварийной сигнализации.

Мигание сигнализатора не столь критично, но требует обязательного выяснения причин. Частыми причинами для включения сигнализации являются:

  • Снижение уровня масла в картере по причине естественной выработки (сгорания) или подтекания через уплотнители, трещины. Требуется осмотр агрегата и доливка уровня;
  • Снижение давления масла из-за выработки деталей или потери маслом технических характеристик. Требуется полная диагностика системы смазки, а также замена масла или проведение капитального ремонта. Лампа должна гаснуть на повышенных оборотах;
  • Восклицательный знак масленки на панели приборов загорается также при засорении масляного фильтра с падением давления в магистрали. Смена масла обязательно должна проводиться со сменой фильтра, т.к. его ресурс ограничен, и он физически не способен пропускать очищенную смазку, сбрасывая давление через клапан. Газовать, чтобы потухла лампочка, нет смысла, требуется ремонт.

В любом случае сигнализация «масленки» требует внимания к двигателю, причем не выяснение причин, а только устранение признаков сигнализации может привести к ускоренной выработке двигателя со снижением технических характеристик и в дальнейшем необходимостью проведения внепланового капитального ремонта.

Сигнализация системы смазки
Сигнализация системы смазки

Ошибка КПП (АКПП или МКПП)

Подсвечивание сигнализации ошибки КПП свидетельствует о невозможности дальнейшего движения или что не рекомендуется продолжать движение. В виду большого ассортимента видов КПП и их конструкционных особенностей единой знаковой сигнализации не существует, и иконки могут выглядеть по-разному. Могут высвечиваться как значки в виде шеврона, так и прямая надпись об ошибке КПП.

Несмотря на то, что АКПП и МКПП имеют большие отличия в структуре и в первую очередь количеством электроники, причины возникновения ошибок схожие:

  • Низкий уровень масла в коробке, что может быть связано с его выгоранием из-за низкого качества и протеканием через уплотнители, трещины. Частым случаем сигнализации об этих проблемах происходит при низких температурах окружающей среды или при парковке под большим уклоном. Прогрев масла за счет работы двигателя обеспечивает более высокий уровень – временное решение проблемы;
  • Большая механическая выработка, которая влияет на уровень масла, рабочую температуру, что и регистрируется датчиками;
  • Программный сбой (для АКПП) или выход из строя электрики (датчики, проводка). Автомат срабатывает при любой причине, а двигатель может не заводиться или глохнуть.

Не рекомендуется продолжать длительное движение без установки причин сигнализации об ошибке, а также до устранения неисправности.

Значок неисправности АКПП
Информационный значок неисправности АКПП

Индикаторы системы стабилизации

Важные для управления автомобилем системы имеют дополнительные обозначения символов на приборной панели, это связано с необходимостью информирования для безопасного управления транспортным средством.

ABS (Antiblockier System)

Если загорелась приборная доска с сигнализацией ABS, то произошел сбой или отказ в системе регулирования усилий торможения, что негативно отражается на курсовой устойчивости при резком торможении. Если на табло лампочка зажглась и потухла, то страшного ничего нет (это сигнализирует о срабатывании данной системы, это нормально), а вот при постоянном моргании или свечении рекомендуется немедленно обратиться в сервисный центр для диагностики и исправления сбоя.

Движение без ABS-системы по скользким и сыпучим дорожным покрытиям крайне опасно, т.к. транспорт будет при резком торможении совершенно непредсказуемо двигаться. Причиной сбоя АВС может быть неравномерная или критичная выработка тормозных колодок, механическое заедание деталей, программный сбой, подтекание тормозной жидкости.

ESP (Electronic Stability Programm)

Сигнализация на приборной панели надписи ESP свидетельствует об отказе дополнительной системы курсовой устойчивости. С одной стороны это несущественно влияет на управление транспортом и можно продолжать движение, но отказ системы особенно ощущается в поворотах в условиях скользкой или сыпучей дорожной поверхности.

ЕСП работает совместно с ABS, поэтому диагностику рекомендуется проводить комплексно, причем причины отказа аналогичны и относятся к механической выработке узла и программным сбоям. Периодическое зажигание сигнализатора свидетельствует об активности данной системы и не несет угрозы машине.

Значки систем курсовой устойчивости
Информационные значки систем курсовой устойчивости

Индикаторы внешних световых приборов автомобиля

Для безопасного движения транспорта в условиях недостаточной видимости предусмотрены осветительные приборы, причем их функционирование или отказ сигнализируется на панели приборов своими значками с «информационным» зеленым или синим цветом:

  • Переключение фар на дальний свет отмечается подсветкой лампочки синего цвета со значком фары с «поднятым» потоком лучей;
  • Сигнализаторы поворотов имеют свои лампочки на приборной панели, которые загораются желтым, оранжевым или зеленым цветом в такт с морганием внешних приборов. Если на панели приборов не обнаруживается «моргание поворота», то, скорее всего, лампочка во внешних сигнализаторах сгорела;
  • Обязательным для авто является подсветка максимальных габаритов, которая также имеет сигнализацию зеленой или голубой лампочкой на панели приборов. При этом с «габаритами» одновременно включается подсветка приборной панели, которая имеет большое значение не только для улучшения информационного восприятия, а для снижения усталости глаз и видимости органов управления.
Значки световых приборов
Примеры значков световых приборов

Индикаторы внешних световых приборов автомобиля имеют особое значение не только в условиях темноты, а также при большой освещенности, когда судить о включении поворота возможно только по лампочке на приборной панели.

Электронные дисплеи для сообщений

Электронные дисплеи для сообщений не только уточняют обозначение символов на приборной панели, но и выводят дополнительную информацию, связанную с рабочими режимами транспортного средства, которые контролируются бортовым компьютером. Так часто в ПО вшиты функции измерения температур для контроля и регулирования микроклимата в салоне авто, а также считывание информации по пройденному пути с ведением расчета расхода топлива, в том числе подключение иммобилайзера.

Несмотря на то, что многие функции и информационные сообщения унифицированы, каждый автопроизводитель старается добавить собственный функционал, так иконка «ключик» с разным форматом обозначает разные «поломки».

Информационная панель
Информационная панель на приборной доске

Значки на гибридных машинах

Гибридные машины – современный переходный вид транспорта, использующий одновременно тягу ДВС и электродвигателя, поэтому информационная панель приборов значительно отличается расширением дополнительных значков. Они описывают рабочие режимы и переходы силовой установки, почему и существует большое разнообразие специальных значков.

Принцип группирования по цвету и назначению сигнализаторов сохранился, поэтому обнаружение подсветок красного или оранжевого цвета требует внимания к авто с целью выяснения причин регистрации сбоев или отклонения рабочих режимов. Стоит отметить, что гибридная техника очень сложная по структуре и имеет большие взаимосвязи в системах, поэтому игнорирование предупредительных сигналов может быстро привести к выходу из строя машины с дальнейшим сложным и дорогостоящим ремонтом.

Информационные значки гибридных авто
Вариации информационных значков гибридных авто

Значки на полноприводных машинах

Обозначение символов на приборной панели полноприводных машин практически ничем не отличается, но для информирования режимов работы коробки передач и раздатки в различных условиях и на разных дорожных покрытиях добавлены индивидуальные индикаторы.

Для внедорожников важными сигнализаторами являются переключение и блокировка мостов. Часто эти лапочки группируются с контуром авто, причем различная подсветка «колес» и «осей» информирует о рабочих автоматических или ручных режимах. Задний и передний контур отображаются отдельно.

Информационные значки полноприводных авто
Вариации информационных значков для полноприводных авто

Значки на дизельных двигателях

Дизельные двигатели отличаются не только по топливу, но и по принципу его сгорания, а значит, есть особые условия для бесперебойной работы, по этой причине дизель снабжается дополнительными сигнализаторами-значками на приборной панели.

Важность индикаторных приборов в том, что они засвечиваются при недопустимом рабочем режиме: неисправности в системе очистки газов, проблемы в катализаторе, попадание воды в топливо или необходимость обслуживания топливной системы, индикаторы фильтров и активация свечей подогрева воздуха, кнопка которого имеет свою лампочку.

Игнорирование предупредительной информации приводит к тяжелому режиму работы двигателя, а значит к быстрой выработке всего агрегата.

Информационные значки дизельных авто
Вариации информационных значков для дизельных авто

Дополнительные индикаторы

Несмотря на общую спецификацию и унификацию информационных значков и индикаторов, каждый автопроизводитель снабжает приборный щит дополнительными сигнализаторами, которые важны для комфорта и обслуживания транспортного средства.

К таким общепринятым дополнительным индикаторам можно отнести:

  • Индикатор открытых дверей, капота, багажника, крыши кабриолета;
  • Дополнительные топливные сигнализаторы для привлечения внимания и дублирования системы контроля уровня топлива в баке;
  • Контроль ремней безопасности, вернее напоминание о необходимости использования ремня безопасности и его надежном защелкивании;
  • Предупреждение о пониженном уровне жидкости в бачке омывателя стекол;
  • Включение подогрева стекол.
Дополнительные индикаторы
Индикаторы дополнительных и специальных систем

Из-за отсутствия унификации, необходимости вывода совершенно разной информации и больших конструкционных отличий значки на приборной панели автомобиля имеют различия по внешнему виду и комплекту. Более точную информацию и расшифровку, описание рекомендуется обязательно изучить по эксплуатационным документам конкретного транспортного средства, что исключит вероятность создания неопознанной информационной ситуации (загорелась незнакомая лампочка).

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них